Органический пищевой продукт — это продукт в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства, а также лесная, пчело- и рыбопродукция, выращенная, произведенная, переработанная, сертифицированная, этикитированная, сохраненная и реализуемая в соответствии с правилами органического производства, предназначенная для потребления в пищу в переработанном или непереработанном виде [1]1 .
Рынок органических продуктов является одним из самых быстрорастущих среди продовольственных рынков как в мире, так и в России. В период с 2000 по 2017 г. он вырос более, чем в пять раз — с 18 до 93 млн долл., что составляет 11 % от всего мирового сельскохозяйственного рынка. Это связано в первую очередь с тем, что в последнее время во всех странах наблюдается тенденция здорового образа жизни, включающая в себя потребление экологически чистых продуктов.
Несомненным лидером по объему рынка экопродуктов являются Соединенные Штаты Америки, на долю которых приходится около 44 % всего объема рынка. Помимо США, можно отметить страны Европейского союза, отдельно Германию (11 %), Францию (6,8) и Китай (5,9 %), однако их отставание от лидера достаточно существенно (рис. 1).
Из стран Европейского союза, лидирующих по объему рынка экопродукции, можно выделить следующие: Великобритания (3,3 %), Италия (2,9), Швейцария (2,7), Швеция (2,2), Испания (2 %)2 .
В отношении потребления продукции на душу населения можно увидеть совершенно иную картину, так как по этому показателю европейские страны опережают всех в мире (рис. 2).
Польза органических продуктов, как правило, более дорогих по сравнению с традиционными, определяется заботой о здоровье. Именно эту причину называют в качестве основного мотива для предпочтения большинство жителей Франции. В Германии, помимо здоровья потребителей, респондентов волнует состояние окружающей среды, и они покупают натуральные продукты в виду того, что их производство наносит меньший вред окружающей среде, предотвращает ее загрязнение. Датские покупатели озабочены благосостоянием животных, а потребители США — отсутствием в напитках и пищевых продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО) и других вредных веществ.