По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 641.01 DOI:10.33920/igt-01-2203-05

Анализ результатов социологического исследования по выявлению уровня удовлетворенности обучающихся горячим школьным питанием в Воронежской области

Н.В. Салогубова канд. техн. наук, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Л.В. Здоровцова канд. экон. наук, заместитель директора — начальник отдела мониторинга организации питания, казенное учреждение Воронежской области «Центр обеспечения и развития образования
С.А. Ливинская канд. техн. наук, доцент, начальник отдела Федерального центра мониторинга питания обучающихся

Мониторинги организации школьного питания на федеральном, региональном, муниципальном уровнях показали, что качество горячего питания не во всех субъектах Федерации соответствует действующим требованиям. Горячее питание предназначено для школьников, поэтому актуально получать информацию о качестве школьного питания от них. Вариантом оперативной оценки качества блюд является органолептический анализ. Приведены результаты анкетирования обучающихся Воронежской области по качеству школьного питания. Обучающиеся и их родители оценивали по пятибалльной шкале завтраки и обеды. Уровень удовлетворенности школьников Воронежской области горячим питанием составил 86,5%. Школьники Воронежской области предпочитают среди блюд школьного рациона картофельное пюре с котлетой, макароны, борщ, молочные каши, плов, творожную запеканку.

Литература:

1. Печурин А.А., Ливинская С.А. Использование акустической заморозки при разработке новых продуктов и блюд из винограда для школьного питания [Электронный ресурс] // Плодоводство и виноградарство юга России. — 2021. — № 69 (3). — С. 257–274. — URL: http://journalkubansad.ru/pdf/21/03/20.pdf. — DOI: 10.30679/2219-5335-2021-3-69-257-274.

2. Состояние и стратегия развития системы школьного питания: монография / А.Т. Васюкова, А.Т. Валентинова, В.Н. Иванова, С.А. Ливинская, Ю.И. Сидоренко, Н.М. Портнов, Д.А. Тиховов. — М.: РУСАЙНС, 2022. — 320 с.

3. Балаболин, Д.Н., Ливинский А.А. Развитие органолептических методов оценки потребительских предпочтений при создании персонифицированных продуктов и рационов // Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 2. — С. 66−80.

4. Организация школьного питания / А.Т. Васюкова, Н.И. Валентинова, С.А. Ливинская. — М.: РУСАЙНС, 2022. — 288 с.

1. Pechurin A.A., Livinskaja S.A. Ispol'zovanie akusticheskoj zamorozki pri razrabotke novyh produktov i bljud iz vinograda dlja shkol'nogo pitanija [Jelektronnyj resurs] // Plodovodstvo i vinogradarstvo Juga Rossii. 2021. № 69 (3). S. 257–274. URL: http://journalkubansad.ru/pdf/21/03/20.pdf. DOI: 10.30679/2219-5335-2021-3-69-257-274.

2. Sostojanie i strategija razvitija sistemy shkol'nogo pitanija: monografija / A.T. Vasjukova, A.T. Valentinova, V.N. Ivanova, S.A. Livinskaja, Ju.I. Sidorenko, N.M. Portnov, D.A. Tihovov. M.: RUSAJNS, 2022. — 320 s.

3. Balabolin D.N., Livinskij A.A. Razvitie organolepticheskih metodov ocenki potrebitel'skih predpochtenij pri sozdanii personificirovannyh produktov i racionov // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. 2020. № 2. S. 66−80.

4. Organizacija shkol'nogo pitanija / A.T. Vasjukova, N.I. Valentinova, S.A. Livinskaja. M.: RUSAJNS, 2022. 288

На государственном уровне принят ряд документов, направленных на улучшение качества предоставляемого школьного питания: Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и статью 37 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”». Государство за счет федерального, муниципальных бюджетов выделяет деньги для организации бесплатного горячего питания обучающихся начальной школы. Однако мониторинги различного уровня [1; 2] показали, что качество школьных рационов не во всех субъектах Федерации соответствует действующим требованиям. Горячее питание предназначено для школьников, поэтому представляет интерес получать информацию о качестве школьного питания от них. Вариантом оперативной оценки качества блюд является органолептический анализ [3]. Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области был организован опрос по органолептической оценке обучающимися школ и их родителями блюд и рационов школьного питания. Анкетирование «Оцени питание» проводили с 1 сентября по 31 октября 2021 года.

Целью исследования являлось измерение отношения обучающихся Воронежской области к школьному питанию. Для достижения цели решали следующие задачи: оценка обучающимися завтраков и обедов; выявление любимых блюд среди фактически используемых в школьном меню осенью 2021 года; оценка уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей составом школьного меню.

Объектом исследования были блюда фактического ежедневного меню в школах Воронежской области. Субъектами исследования были обучающиеся Воронежской области.

Исследование было организовано департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области в общеобразовательных организациях Воронежской области. Вхождение в анкетирование происходило одновременно с подготовительными мероприятиями Федерального центра мониторинга питания обучающихся по мониторингу питания (ФЦМПО) во всех субъектах Федерации, поэтому было принято решение использовать базу ответов, полученную на собственной платформе Воронежской области, в качестве апробации процесса анкетирования, а также предоставить полученные результаты ФЦМПО и Министерству просвещения. Руководство проектом осуществлялось отделом мониторинга организации питания КУ ВО «Центр обеспечения и развития образования».

Для Цитирования:
Н.В. Салогубова, Л.В. Здоровцова, С.А. Ливинская, Анализ результатов социологического исследования по выявлению уровня удовлетворенности обучающихся горячим школьным питанием в Воронежской области. Товаровед продовольственных товаров. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: