Поставщики масел подвергали ГМТ-трибосоставы обструкции как недомыслие. Но они, работая не с маслом, а с поверхностями трения, постепенно завоевывают доверие владельцев техники. И поэтому, например, во ВНИИ НП не игнорируют трибосоставы, а концерн ХАДО c 2000 г. выпускает масло с ГМТ. К этому подходят концерн «Лукойл», фирма Oil Standart (рис. 1), а возможно, это без оглашения давно делает фирма Mobil.
Обработка узлов и агрегатов с ГМТ в условиях эксплуатации машин, оборудования приводит к образованию на поверхностях трения антифрикционного покрытия толщиной от долей мкм до десятков мкм и до 0,6 и 1,0 мм.
А так как основная доля неисправностей сопряжений трения обусловлена именно небольшими износами (0,1–0,3 мм), то достигаемое частичное их восстановление трибосоставами даже на 0,02 мм весьма целесообразно технически и экономиически. А с реализацией маслофильности ГМТ-покрытий еще больше улучшается работоспособность агрегатов.
Восстановление работоспособности узлов трения возможно до номинальных, паспортных показателей, а в некоторых случаях и выше за счет образования ГМТ-покрытия с высокой износостойкостью и низким трением. И 35-летняя практика безразборного ремонта показала, что такая обработка неаварийных узлов, агрегатов, не имеющих предельного износа, является альтернативой текущему и капитальному ремонту машин, оборудования в пред- и послеремонтной эксплуатации. При этом доремонтный ресурс агрегатов продлевается на 1–3 года — до 3–5 лет, уменьшаются затраты на сервис, повышается эффективность машин, оборудования.
Конечно, в настоящее время известны и иные уникальные трибосоставы: фторкарбонатная смола MicroX3, ER и Dura Lube из США, SMT, порошки гексагонального нитрида бора, наноалмазы. Но по соотношению «цена/качество» порошки природных минералов, к тому же обусловливающие ремонтно-восстановительные покрытия, имеют неоспоримое преимущество. Это доказано в РФ уникальными результатами с самыми разными объектами Байновым А. А., Бондаренко С. Е., Буяновским И. А., Германом А. Ю., Гительманом Д. А., Гостевым Ю. В., Ермаковым В. И., Зуевым В. В., Иксар И. А., Казарезовым В. В., Какоткиным В. З., Кобыльсковым И. П., Лавровым Ю. Г., Ладиковым В. В., Лазаревым С. Ю., Лисенковым Д. В., Маринич Т. Л., Новиковым В. И., Павловым О. Г., Подчуфаровым С. Н., Пустовым И. Ф., Рубаненко А., Рыжовым В. Г., Сергачевым А. П., Соколом С. А., Соловьевым А. П., Тишаковым В. А., Хазовым С. П., Цейко А. П., Чечетом В. А., Шабановым А. Ю., а также пробеговыми и стендовыми испытаниями журнала «За рулем». Замечательные свойства ГМТ-покрытий показаны и исследованиями в Японии, Китае, Финляндии, Франции и в других странах.