По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.113

Анализ пускотормозного устройства транспортного средства

И. М. Рябов д-р техн. наук, профессор кафедры АП, ВолгГТУ, Россия, 400005, Волгоград, пр-т Ленина, д. 28., E-mail: rjabov1603@mail.ru
С. А. Ширяев канд. техн. наук, ВолгГТУ, Россия, 400005, Волгоград, пр-т Ленина, д. 28, E-mail: sh-sa@mail.ru
С. В. Данилов канд. техн. наук, доцент, СКГА, Россия, 369000, Черкесск, ул. Ставропольская, д. 36, E-mail: sergey-danilov1@ya.ru
З. К. Омарова доцент кафедры экономики и управления, Махачкалинский филиал МАДИ, E-mail: zalmu-o@yandex.ru
Ю. Г. Юсупов декан факультета ОЗФО, Махачкалинский филиал МАДИ, Россия, 367026, г. Махачкала, пр. Акушинского, д. 13, E-mail: yusup022777@mail.r

В статье показано, что применение пневмогидравлической системы рекуперации энергии торможения является перспективным путем совершенствования как новых автомобилей, так и различных транспортных средств с пробегом, эксплуатируемых в городских условиях

Литература:

1. Системы рекуперации энергии торможения автомобиля на базе гидропневматического аккумулятора / К. Д. Белоусов, С. Е. Мохов, И. М. Рябов, А. В. Куликов // Тезисы докладов смотра-конкурса научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского гос. технического университета, 14–17 мая 2013 г. / ВолгГТУ, Совет СНТО.— Волгоград, 2013. — C. 133–134.

2. Рябов И. М. Преимущества и недостатки внедрения на городском пассажирском автомобильном транспорте систем рекуперации энергии торможения / И. М. Рябов, З.К. Омарова, Ш. М. Минатуллаев, Ю. Г. Юсупов / Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. 14–15 ноября 2016 г. — Воронеж, ч. 4 (25-4). — № 5. — С. 132–136.

3. Рябов И. М. Проблемы создания системы рекуперации энергии торможения транспортных средств и пути их решения / И. М. Рябов, С. А. Ширяев, Ю. Г. Юсупов / Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. 14–15 ноября 2016 г. — Воронеж, ч. 4 (25-4). — № 5. — С. 127–132.

4. Рябов И. М. Оценка доли кинетической энергии автобуса, накапливаемой в аккумуляторе системы рекуперации при торможении / И. М. Рябов, Ю. Г. Юсупов, С. А. Ширяев, Ш. М. Минатуллаев / Волгоградский государственный технический университет // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. — Волгоград, 2017. — №4 (21).— С. 34–36.

5. Рябов И. М. Формирование структуры пневмогидравлической системы рекуперации энергии торможения мобильной машины, обеспечивающей высокую надежность / И. М. Рябов, С. А. Ширяев, Ю. Г. Юсупов; Мин-во промышленности и транспорта РСО — Алания, ФГБОУ ВО «Горский гос. аграрный ун-т» // Материалы Международной научно-практической конференции «Проектирование специальных машин для освоения горных территорий» (30 сентября — 2 октября 2016 г.) . — Владикавказ, 2016. — C. 114–119.

6. Рябов И. М., Арсланов М. А., Юсупов Ю. Г., Минатуллаев Ш. М. Методика выбора типа и параметров системы рекуперации энергии торможения для маршрутного автобуса // Воронежский научно-технический вестник. — 2017. — № 4 (22). — С. 10–15.

7. Система рекуперации энергии торможения автомобиля на базе шарико-винтовой передачи и гидропневмоаккумулятора / А. М. Ковалев, Ю. Г. Юсупов, И. М. Рябов, К.В. Чернышов. ВолгГТУ и др. // XVI региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, Волгоград, 8 –11 ноября 2011 г.: тез. докл. — Волгоград, 2012. — C.61–63.

8. Рябов И. М., Чернышов К. В., Ковалев А. М. Рекуператор // Патент 103516 РФ, МПК B 60 К 6/12 /; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «ВолгГТУ». № 2010145103/11; заявл. 03.11.2010; опубл. 20.04.2011.

9. Ширяев С. А., Рябов И. М., Юсупов Ю. Г., Омарова З. К. Оценка повышения экологической безопасности при использовании систем рекуперации энергии торможения на автомобильном пассажирском транспорте // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова, 2016.— С. 132–136.

10. Оценка экономической эффективности модернизации городских автобусов и автомобилей-такси путем установки системы рекуперации энергии торможения / И. М. Рябов, З. К. Омарова, Ю. Г. Юсупов, С. В. Данилов // Грузовик. — 2019. — № 8. — С. 36–40.

11. Ляшенко Ю. М., Рыжиков В. А., Ревякина Е. А., Ляшенко А. Ю., Батыщев Д. Ю. Пускотормозное устройство транспортного средства // Патент РФ, МПК В60 Т13/14 (2006.01). № 2015109504/11; заявл. 18.03.2015; опубл. 10.01.2016. Бюл. № 1.

12. Обоснование конструкции системы рекуперативного торможения транспортного средства / Ю. М. Ляшенко, В. А. Рыжиков, Е. А. Ревякина, А. Ю. Ляшенко, А. М. Зубрилова // Грузовик. — 2017. — № 2. — С. 3–6.

13. Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль / Пер. с чешск. В. Б. Иванова; Под ред. А. Р. Бенедиктова. — М.: Машиностроение, 1987. — 320 с.

14. Minimization of resource costs, improving the environmental and operational safety of urban road transport using braking energy recovery systems / И. М. Рябов, С. А. Ширяев, А. М. Ковалев, А. А. Раюшкина, С. В. Данилов, Ю. Г. Юсупов, З. К. Омарова // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 632 : International Conference on Innovations in Automotive and Aerospace Engineering (Irkutsk, Russia, 27 May — 1 June, 2019): Proceedings / Irkutsk National Research Technical University. — [IOP Publishing], 2019.— 7p. doi:10.1088/1757-899X/632/1/012065.

15. Карелина М. Ю. Аналитическое определение весовых коэффициентов при многокритериальной оценке эффективности автотранспортных средств / М. Ю. Карелина, И.В. Арифуллин, А. В. Терентьев // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2018. — № 1 (52).— С. 3–9.

Парк автомобилей России в течение последнего десятилетия ежегодно и стабильно растет, что способствует росту экономики страны, а с другой стороны, создает проблему роста выбросов в атмосферу все большего количества вредных веществ (более 17 млн т), причем в основном в городах, что негативно влияет на здоровье их жителей. Решение указанной проблемы в последнее время идет двумя путями:

1) ужесточаются стандарты на вредные выбросы с отработавшими газами;

2) разрабатываются оригинальные технические решения, которые позволят снизить вредные выбросы и расход топлива при сохранении и даже улучшении достигнутых динамических показателей не только новых автомобилей, но и транспортных средств (ТС), находящихся в эксплуатации.

В работах [1–10] показано, что перспективным путем решения указанной задачи является использование на новых автомобилях и ТС с пробегом пневмогидравлической системы рекуперации (возвращения) энергии торможения (РЭТ). Проведенные оценки внедрения пневмогидравлической системы РЭТ на городских автобусах и автомобилях-такси показали, что оно дает значительный социальноэкономический эффект [9, 10]. Преимуществом пневмогидравлической системы РЭТ заключается также в том, что она может быть изготовлена в основном из стандартных узлов и деталей (гидравлических машин, электрогидравлических распределителей, пневмогидравлических аккумуляторов, шлангов, клапанов и т. д.), поэтому будет иметь невысокую стоимость и малый срок окупаемости.

Несмотря на указанные преимущества, пневмогидравлические системы РЭТ не применяются на серийно выпускаемых легковых автомобилях, а ее использование на обычных грузовых автомобилях весьма ограничено.

В 2015 г. был опубликован патент на полезную модель «Пускотормозное устройство транспортного средства» № 153 247 [11, 12]. В нем утверждается, что эта модель выгодно отличается от существующих аналогов тем, что ее исполнение позволяет генерировать и аккумулировать энергию в процессе торможения транспортного средства, что приведет к снижению затрат энергии двигателя в начальный момент движения.

Для Цитирования:
И. М. Рябов, С. А. Ширяев, С. В. Данилов, З. К. Омарова, Ю. Г. Юсупов, Анализ пускотормозного устройства транспортного средства. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: