Парк автомобилей России в течение последнего десятилетия ежегодно и стабильно растет, что способствует росту экономики страны, а с другой стороны, создает проблему роста выбросов в атмосферу все большего количества вредных веществ (более 17 млн т), причем в основном в городах, что негативно влияет на здоровье их жителей. Решение указанной проблемы в последнее время идет двумя путями:
1) ужесточаются стандарты на вредные выбросы с отработавшими газами;
2) разрабатываются оригинальные технические решения, которые позволят снизить вредные выбросы и расход топлива при сохранении и даже улучшении достигнутых динамических показателей не только новых автомобилей, но и транспортных средств (ТС), находящихся в эксплуатации.
В работах [1–10] показано, что перспективным путем решения указанной задачи является использование на новых автомобилях и ТС с пробегом пневмогидравлической системы рекуперации (возвращения) энергии торможения (РЭТ). Проведенные оценки внедрения пневмогидравлической системы РЭТ на городских автобусах и автомобилях-такси показали, что оно дает значительный социальноэкономический эффект [9, 10]. Преимуществом пневмогидравлической системы РЭТ заключается также в том, что она может быть изготовлена в основном из стандартных узлов и деталей (гидравлических машин, электрогидравлических распределителей, пневмогидравлических аккумуляторов, шлангов, клапанов и т. д.), поэтому будет иметь невысокую стоимость и малый срок окупаемости.
Несмотря на указанные преимущества, пневмогидравлические системы РЭТ не применяются на серийно выпускаемых легковых автомобилях, а ее использование на обычных грузовых автомобилях весьма ограничено.
В 2015 г. был опубликован патент на полезную модель «Пускотормозное устройство транспортного средства» № 153 247 [11, 12]. В нем утверждается, что эта модель выгодно отличается от существующих аналогов тем, что ее исполнение позволяет генерировать и аккумулировать энергию в процессе торможения транспортного средства, что приведет к снижению затрат энергии двигателя в начальный момент движения.