Малый и средний бизнес (МСБ) является важной составляющей народного хозяйства РФ и проблемы развития МСБ являются ключевой проблемой рыночной экономики Российской Федерации. Все это оказывает наиважнейшее влияние на народное хозяйство, на конкурентоспособность, на внедрение востребованных инноваций, на обеспечение создания рабочих мест и в конечном итоге на повышение благосостояния населения. Из этого следует, что темпы экономического роста и структура ВВП в значительной степени зависят от того, насколько эффективно работает малый и средний бизнес. На данный момент доля ВВП МСБ Российской Федерации составляет менее 25 %, это свидетельствует нам о том, что малый и средний бизнес РФ не соответствует существующему потенциалу, который есть во многих других экономически развитых странах, где ВВП составляет свыше 50 %.
Из рисунка 1 мы видим, что самый наибольший удельный вес малого и среднего бизнеса в общей структуре ВВП наблюдается у Латвии, а самый наименьший — у России.
Малый и средний бизнес как предпринимательская (МСП) деятельность направлен на регулярное получение прибыли, которое устанавливается в соответствии с федеральным законом. В Российской Федерации таким законом является Федеральный закон № 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где указаны основные критерии для МСП.
В таблице ниже представлены критерии, которые относятся к субъектам МСБ в РФ.
Из таблицы 1 мы видим, что малый бизнес намного уступает среднему бизнесу.
Согласно официальной информации Федеральной налоговой службы (ФНС) России, количество микропредприятий увеличилось на 1,77 % в период с 2017 по 2020 год, составив 5 675 756 единиц, а количество малых предприятий уменьшилось на 16,53 % до 224 105 единиц.
Из рисунка 2 мы видим, что за данный период число микропредприятий увеличилось, а число малых предприятий уменьшилось.
В 2018–2019 годах на микропредприятия приходилось более 95 % всех малых предприятий, где доля малых предприятий составляла 4–5 %, микропредприятий 0,3–04 %, а в 2019 году структура микропредприятий составила 99,22 %, доля малых предприятий уменьшилась на 3,3 %, а доля средних предприятий уменьшилась на 5,2 %. Такое негативное влияние было вызвано распространением инфекции Covid-19, что привело к замедлению экономической активности в предпринимательстве, снижение платежеспособного спроса покупателей. Тем не менее количество субъектов МСБ начало сокращаться еще до пандемии, в частности в 2019 году количество малого и среднего бизнеса начало сокращаться на 124,3 тысячи единиц по сравнению с данными 2017–2018 годов.