По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2501-02

Анализ причин принятия Госпрограммы вовлечения в оборот заброшенных земель и хода ее реализации

Липски С. А. д-р экон. наук, доцент, врио проректора по научной работе, заведующий кафедрой аграрного и земельного права и безопасности жизнедеятельности Государственного университета по землеустройству, E-mail: lipski-sa@yandex.ru

Цель статьи — рассмотреть основные причины выбытия из сельхозоборота ранее освоенных продуктивных угодий и оценить ход реализации принятой в 2021 г. специальной госпрограммы по решению этой проблемы. Дана позитивная оценка как самой программе, так и ходу ее реализации. При надлежащем землеустроительном обеспечении ее эффект будет более явно выражен. Для этого требуется скорейшее принятие новой редакции Федерального закона «О землеустройстве».

Литература:

1. Вершинин В. В., Липски С. А. О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мерах по его воспроизводству // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 6, С. 14–17.

2. Вершинин В. В., Петров В. А. Совершенствование механизмов вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 9–11.

3. Волков С. Н. и др. Землеустроительное обеспечение вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2022. № 3 (387). С. 220–225.

4. Волков С. Н., Хлыстун В. Н. и др. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу. — М.: Гос. университет по землеустройству, 2018. — 344 с.

5. Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731) // Собр. законодат. Рос. Федерации. 2021. № 21. С. 3583.

6. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2022 году. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2023. — 372 с.

7. Организационно-экономические механизмы вовлечения в оборот, использования и охраны сельскохозяйственных земель: монография / Под научн. ред. В. Н. Хлыстуна и А. А. Мурашевой. — М.: ФГБОУ ВО ГУЗ, 2020. — 568 с.

8. Папаскири Т. В. Землеустроительное проектирование и землеустройство на основе автоматизации: проблемы и решения // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2015. № 8 (127). С. 10–15.

9. Папаскири Т. В. Информационное обеспечение современного землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2011. № 5 (77). С. 029–040.

10. Папаскири Т. В. О концепции цифрового землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2018. № 11 (166). С. 5–17.

11. Папаскири Т. В., Липски С. А. 20-летний опыт применения норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ключевые землеустроительные аспекты реализации его положений в текущих условиях // Международный сельскохозяйственный журнал. 2023. № 4. С. 314–318.

12. Румянцев Ф. П. Невостребованные земельные доли как выморочное имущество, проблемы наследования в публичную собственность // Нотариус. 2018. № 3. С. 39–41.

13. Румянцев Ф. П. Появление «реверсной» земельной собственности как результат современной государственной земельной политики // Политика, государство и право. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2476.

14. Хлыстун В. Н. и др. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: монография. — М.: ФГБОУ ВО ГУЗ, 2020. — 296 с.

15. Lerman Z., Shagaida N. (2007). Land policies and agricultural land markets in Russia. // Land Use Policy. No 24 (1). рр. 14–23.

Проблема забрасывания земель сельхозназначения остается острой на протяжении уже не одного десятилетия [2, 3, 4, 8]. Причем «простое» неиспользование усугубляется еще и дополняющими его такими негативными факторами, как зарастание сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью, загрязнение, заболачивание, деградация земель и др. И это не только недополучение сельхозпродукции (самое очевидное негативное последствие), но и создание пожароопасной обстановки (так, Россельхознадзор прямо указывает, что заброшенные сельхозугодья — это потенциальный источник возгорания), произрастающая на них вредная и сорная растительность со временем охватывает смежные угодья.

Парадокс в самом факте забрасывания столь больших площадей и удельном весе неиспользуемых сельхозземель (рис. 1) — ведь во времена земельной реформы, приватизации сельхозугодий и реорганизации агрохозяйств начала 1990х гг. никто не мог даже предположить, что по истечении нескольких десятилетий столь большая площадь земли, в т.ч. приватизированной, окажется заброшенной и невостребованной.

По состоянию на начало 2023 г. общая по стране площадь неиспользуемых земель сельхозназначения составляла 43,32 млн га (11,4 % общей площади данной целевой категории), и практически по всем регионам наблюдается сокращение площадей земель сельхозназначения.

Больше всего заброшенных угодий (пятая часть) оказалось в Центральном федеральном округе. Лучше в этом отношении — регионы с почвами высокого плодородия и благоприятными климатическими условиями — это Южный и Северо-Кавказский федеральные округа (их удельный вес в площади заброшенных угодий, соответственно, 5,3 и 0,2 %).

Для оценки проблемы заброшенных земель сельхозназначения наряду с их общей площадью, пожалуй, даже более показателен удельный вес таких земель в общей площади соответствующей целевой категории того или иного федерального округа или субъекта Российской Федерации. По этому показателю вновь наихудшая ситуация наблюдается в Центральном федеральном округе, где заброшенными оказались 26 % земель сельхозназначения; неблагополучна также ситуация в Северо-Западном — 16,1 %, Приволжском — 12,3 и Уральском — 11,7 % федеральных округах. В остальных федеральных округах на неиспользуемые земли приходится менее 10 % общей площади земель сельхозназначения: в Сибирском — 9,4 %, Дальневосточном — 8,5, Южном — 6,5, СевероКавказском — 0,7 %. Подробная ситуация по регионам, как отмечено выше, дана в прил. 1. Комментируя ее, отметим лишь, что в той или иной степени проблема забрасывания сельхозземель свойственна почти всем регионам (12 из них, где наиболее неблагополучна ситуация, приведены на рис. 2). Нет заброшенных сельхозземель только в таких южных регионах, как Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Ставропольский край, а также в Чукотском автономном округе.

Для Цитирования:
Липски С. А., Анализ причин принятия Госпрограммы вовлечения в оборот заброшенных земель и хода ее реализации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: