Рынок мясных продуктов в России является самым крупным сектором продовольственного рынка. Это происходит из-за возрастающего спроса на мясные товары. Мясо и мясные продукты относятся к наиболее известным пищевым продуктам, которые имеют большое значение в питании современного человека как полноценные в биологическом отношении. Доказано, что мясо и мясные продукты содержат в значительном количестве все необходимые аминокислоты [1].
К одной из самых динамично развивающихся отраслей мясной индустрии можно отнести производство мясных полуфабрикатов. Основными потребителями мясных полуфабрикатов являются достаточно занятые люди, которые хотели бы сократить время, затрачиваемое на приготовление пищи. Причем это могут быть как граждане с высоким доходом, так и малообеспеченные [2].
Мясные полуфабрикаты представляют собой продукты, максимально подготовленные для термической обработки в домашних условиях, они занимают значительную долю в рационе питании населения, и в современных условиях востребованы потребителями. Производство мясных полуфабрикатов представляет в настоящее время крупную специализированную отрасль, имеющую перспективы развития в России и за рубежом [3].
Основным инструментом изучения мнения потребителей являются маркетинговые исследования и, в частности, социологический опрос. Опрос проводился в три этапа: сбор первичной социологической информации; подготовка данной информации к обработке; анализ обработанной информации и формирование выводов. Социологический опрос потребителей осуществлялся в крупных розничных торговых предприятиях г. Москвы и Московской области. Всего было опрошено 500 респондентов. Среди опрашиваемых респондентов оказалось 62 % женщин и 38 % мужчин, среди которых 75 % занимают респонденты от 18–30 лет, 11 % — 30–40 лет, 10 % — старше 50 лет и 4 % — 40–50 лет (рис. 1).
С целью наиболее полного анализа отношения потребителей к вопросам производства и потребления мясных полуфабрикатов, нами учитывался уровень образования респондентов (рис. 2).