Дата поступления рукописи в редакцию: 30.05.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 31.05.2025.
Научно-популярный туризм (далее — НПТ) представляет собой специализированное направление туристской деятельности, сочетающее познавательные и рекреационные элементы с погружением в научную среду. В условиях растущего интереса к образовательным путешествиям и экспериментальному обучению актуальность изучения целевой аудитории НПТ существенно возрастает.
Дискуссионным остается вопрос отнесения к категории научных туристов профессиональных исследователей, чьи поездки имеют преимущественно профессиональные, а не туристские мотивы. Как отмечают А.В. Афанасьева, Е.В. Логвина и Т. Т. Христов, научные сотрудники, получающие оплату за свою деятельность во время поездки, не всегда могут быть однозначно классифицированы как туристы [1]. Тем не мене их значение для развития туристских дестинаций трудно переоценить.
Анализ литературы позволил выделить следующие основные категории участников научно-популярного туризма:
Первую группу составляют исследователи и ученые, которые выступают как первооткрыватели новых дестинаций, формируя нормы поведения и новые туристские запросы. Их профессиональные поездки, хотя и не всегда классифицируются как туризм, существенно влияют на развитие туристских направлений.
Вторая категория включает волонтеров и участников гражданской науки — туристов, вовлеченных в научные проекты на добровольной основе, сочетающих отдых с участием в исследованиях.
Третью группу представляют образовательные туристы — студенты, школьники и взрослые, чья основная мотивация связана с получением новых знаний и образовательным опытом.
Четвертая категория объединяет семейные группы, ищущие познавательный досуг, адаптированный для разных возрастов.
Пятую группу составляют профессионалы и энтузиасты — лица с углубленным интересом к конкретным научным областям, стремящиеся к доступу к уникальным научным объектам.