По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48:001.92 DOI:10.33920/igt-1-2506-06

Анализ предпочтений и сегментация потребителей научно-популярного туризма

доцент, кафедра туризма и гостиничного сервиса, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». 357532, г. Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, д. 9. E-mail: 1132236609@pfur.ru
г. Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, д. 9. E-mail: alihan.opa@gmail.com

В статье представлен анализ целевых сегментов потребителей научно-популярного туризма, их предпочтений и мотиваций. Также показаны основные категории участников научно-популярного туризма, ключевые этапы выявления потребительских предпочтений и разработаны рекомендации по формированию персонализированных туристских предложений. Особое внимание уделено процессу сегментации аудитории и факторам, влияющим на выбор научно-популярных маршрутов.

Литература:

1. Афанасьева, А. В., Логвина, Е. В., Христов, Т. Т. Методологические основы научно-популярного туризма // Сервис в России и за рубежом. — 2023. — № 2 (104) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskieosnovy-nauchno-populyarnogo-turizma (дата обращения: 12.05.2025).

2. Зорин, И. В., Квартальнов, В. А. Энциклопедия туризма: справочник. — М.: Финансы и статистика, 2021. — 368 с.

3. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие. — Минск: Новое знание, 2023. — 496 с.

4. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: продвижение туристского продукта. — М.: Финансы и статистика, 2022. — 234 с.

5. Котлер, Ф., Боуэн, Дж., Мейкенз, Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 1071 с.

1. Afanasyeva, A. V., Logvina, E. V., Khristov, T. T. Methodological foundations of popular science tourism. Service in Russia and Abroad. 2023, No. 2 (104). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-nauchno-populyarnogo-turizma (accessed: 12.05.2025).

2. Zorin, I. V., Kvartalnov, V. A. Encyclopedia of tourism: reference book. Moscow: Finance and statistics, 2021, 368 p.

3. Durovich, A. P. Marketing in tourism: textbook. Minsk: New knowledge, 2023, 496 p.

4. Ilyina, E. N. Tour operating: promotion of a tourist product. M.: Finance and Statistics, 2022, 234 p.

5. Kotler, F., Bowen, J., Makens, J. Marketing. Hospitality. Tourism: textbook. M.: UNITYDANA, 2023, 1071 p

Дата поступления рукописи в редакцию: 30.05.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 31.05.2025.

Научно-популярный туризм (далее — НПТ) представляет собой специализированное направление туристской деятельности, сочетающее познавательные и рекреационные элементы с погружением в научную среду. В условиях растущего интереса к образовательным путешествиям и экспериментальному обучению актуальность изучения целевой аудитории НПТ существенно возрастает.

Дискуссионным остается вопрос отнесения к категории научных туристов профессиональных исследователей, чьи поездки имеют преимущественно профессиональные, а не туристские мотивы. Как отмечают А.В. Афанасьева, Е.В. Логвина и Т. Т. Христов, научные сотрудники, получающие оплату за свою деятельность во время поездки, не всегда могут быть однозначно классифицированы как туристы [1]. Тем не мене их значение для развития туристских дестинаций трудно переоценить.

Анализ литературы позволил выделить следующие основные категории участников научно-популярного туризма:

Первую группу составляют исследователи и ученые, которые выступают как первооткрыватели новых дестинаций, формируя нормы поведения и новые туристские запросы. Их профессиональные поездки, хотя и не всегда классифицируются как туризм, существенно влияют на развитие туристских направлений.

Вторая категория включает волонтеров и участников гражданской науки — туристов, вовлеченных в научные проекты на добровольной основе, сочетающих отдых с участием в исследованиях.

Третью группу представляют образовательные туристы — студенты, школьники и взрослые, чья основная мотивация связана с получением новых знаний и образовательным опытом.

Четвертая категория объединяет семейные группы, ищущие познавательный досуг, адаптированный для разных возрастов.

Пятую группу составляют профессионалы и энтузиасты — лица с углубленным интересом к конкретным научным областям, стремящиеся к доступу к уникальным научным объектам.

Для Цитирования:
, , Анализ предпочтений и сегментация потребителей научно-популярного туризма. Гостиничное дело. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: