По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.8 DOI:10.33920/igt-01-2201-03

Анализ потребительских предпочтений в отношении напитков на зерновой основе

Пастушкова Екатерина Владимировна ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», д-р техн. наук, доцент, проф. кафедры товароведения и экспертизы
Крюкова Екатерина Владимировна ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», канд. техн. наук, доцент кафедры технологии питания
Крюков Андрей Владимирович ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», аспирант кафедры технологии питания

В настоящее время все большее внимание общество стало уделять вопросам здорового питания. В связи с этим возрос спрос на пищевые продукты с функциональной направленностью, которые восполняют необходимые пищевые вещества в организме человека при регулярном их употреблении. Безалкогольные напитки являются оптимальной основой для введения новых функциональных ингредиентов, максимально сохраняя полезные пищевые вещества при их приготовлении из-за отсутствия тепловой обработки. При разработке ассортимента безалкогольных напитков функциональной направленности следует учитывать потребительские предпочтения населения, употребляющего данную продукцию. В статье представлен анализ потребительских предпочтений в отношении безопасности пищевых продуктов специализированного назначения, в том числе безалкогольных напитков на зерновой основе.

Литература:

1. Ловкис З.В., Шилов В.В., Цыганков В.Г. Наука, питание и здоровье // Пищевая промышленность: наука и технологии. — 2017. — № 2 (36). — С. 4−12.

2. Чугунова О.В., Пастушкова Е.В. Перспективы использования растительного сырья для производства безалкогольных напитков антиоксидантной направленности // Индустрия питания. Food Industry. — 2019. — Т. 4. — № 1. — С. 23–33. DOI 10.29141/25001922-2019-4-1-3.

3. Сергеева И.Ю., Райник В.С., Марков А.С. и др. Теоретические аспекты формирования состава напитка для профилактического питания // Техника и технология пищевых производств. — 2019. — Т. 49 — № 3. — С. 356–366 DOI: https://doi.org/10.21603/20749414-2019-3-356-366.

4. Школьникова М.Н., Чугунова О.В., Лазарев В.А. и др. Потребительские предпочтения населения как исходная информация при повышении пищевой ценности кондитерских изделий // Пищевая промышленность. — 2019. — № 6. — С. 45–49. DOI: 10.24411/02352486-2019-10087 .

5. Неделько А.Ю., Третьяк О.А. Ориентация потребителя на здоровое питание: обзор литературы и разработка модели согласования интересов участников рынка // Российский журнал менеджмента. — 2019. — № 17 (2). — С. 203–232.

6. Вяткин А.В. Напитки антиоксидантной направленности как метод борьбы с окислительным стрессом / А.В. Вяткин, О.В. Чугунова // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. — 2016. — Т. 6. — № 4(19). — С. 119–126. — DOI 10.21285/2227-2925-20166-4-119-126.

7. Школьникова, М.Н. Применение концентратов β-глюканов из различных сырьевых источников в качестве пищевых добавок. Обзор / М.Н. Школьникова, А.С. Пономарев // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. — 2021. — Т. 10. — № 2 (54). — С. 109–

112. — DOI 10.46548/21vek-2021-1054-0020.

8. Меренкова С.П., Андросова Н.В. Актуальные аспекты производства напитков на растительном сырье // Вестник ЮУрГУ. Серия «Пищевые и биотехнологии». — 2018. — № 3. — С. 57–67.

9. Титоренко Е.Ю., Яковлева Л.А., Ермолаева Е.О. и др. Обоснование рецептуры функционального напитка на основе местного растительного сырья // Технологическая платформа технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. — 2017. — № 1 (15). — С. 41–47.

1. Lovkis Z.V., Shilov V.V., Tsygankov V.G. Science, nutrition and health // Food industry: science and technology. — 2017. — № 2 (36). — Pp. 4–12.

2. Chugunova O.V., Pastushkova E.V. Prospects of using vegetable raw materials for the production of antioxidant-oriented soft drinks // Food industry. Food Industry. — 2019. — Vol. 4. — № 1. — Pp. 23–33. DOI 10.29141/2500-19222019-4-1-3.

3. Sergeeva I.Yu., Rainik V.S., Markov A.S. etc. Theoretical aspects of the formation of the composition of the drink for preventive nutrition // Equipment and technology of food production. — 2019. — Vol.49. — № 3. — Pp. 356

366. — DOI: https://doi.org/10.21603/2074 - 9414-2019-3-356-366.

4. Shkolnikova M.N., Chugunova O.V., Lazarev V.A. etc. Consumer preferences of the population as initial information when increasing the nutritional value of confectionery products // Food industry. — 2019. — № 6. — Pp. 45-49. — DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10087.

5. Nedelko A.Yu., Tretyak O.A. Consumer orientation to healthy nutrition: literature review and development of a model for coordinating the interests of market participants // Russian Journal of Management. — 2019. — № 17 (2). — Pp. 203–232.

6. Vyatkin, A.V. Antioxidant drinks as a method of combating oxidative stress / A.V. Vyatkin, O.V. Chugunova // News of universities. Applied chemistry and biotechnology. — 2016. — T. 6. — № 4 (19). — Pp. 119–126. — DOI 10.21285/2227-2925-2016-6-4-119-126.

7. Shkolnikova, M.N. The use of β-glucan concentrates from various raw materials as food additives. Review / M.N. Shkolnikova, A.S. Ponomarev // XXI century: results of the past and problems of the present plus. — 2021. — Vol. 10. — № 2 (54). — Pp. 109–112. — DOI 10.46548/21vek-2021-1054-0020.

8. Merenkova S.P. Androsova N.V. Actual aspects of beverage production on vegetable raw materials // Bulletin of SUSU. The series Food and biotechnology. — 2018. — № 3. Pp. 57–67.

9. Titorenko E.Yu., Yakovleva L.A., Ermolaeva E.O. etc. Substantiation of the formulation of a functional drink based on local vegetable raw materials // Technological platform of technology of food and processing industry APK. — 2017. — № 1 (15). — Pp. 41–47.

За последние 5 лет наблюдается спрос потребления пищевых продуктов, обладающих функциональной направленностью. Неотъемлемой частью человеческого питания являются безалкогольные напитки, в особенности на основе сырья растительного происхождения. Актуальность данной категории товаров обуславливается тем, что безалкогольные напитки на основе природных и натуральных компонентов способны проявлять удивительные профилактические и оздоровительные свойства, например, обогащать организм экстрактивными веществами растительного происхождения, замедляющими и предотвращающими процессы, приводящие к атеросклерозу, онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям [1–3].

Целью исследования является изучение потребительских предпочтений в отношении безопасности пищевых продуктов специализированного назначения, в том числе безалкогольных напитков на зерновой основе, реализуемых на продовольственном рынке Свердловской области.

Для проведения исследования с помощью приложения Google была разработана анкета, позволяющая выявить потребительские предпочтения в отношении безопасности пищевых продуктов специализированного назначения, в том числе безалкогольных напитков. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурами вероятной выборки респондентов.

Характеристика по социально-демографическому признаку респондентов представлена в табл. 1.

Начальный этап исследования был посвящен изучению понимания терминов «безопасность пищевого продукта» и «качественный пищевой продукт» потребителями. Результаты представлены на рис. 1 и 2.

Результаты исследования понимания термина «безопасный пищевой продукт», представленные на рис. 1, свидетельствуют, что наибольшая доля опрошенных респондентов (58,9%) под термином понимают пищевой продукт, не оказывающий негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Отметим, что под данным термином потребители понимают не только безопасность самого продукта, но и безопасность потребительской упаковки.

Данные, представленные на рис. 2, свидетельствуют, что большинство опрошенных (71,2%) под термином «качественный пищевой продукт» понимают продукт, соответствующий регламентируемым нормам, представленным в действующей документации. Отметим, что под данным термином потребители понимают продукт, изготовленный из натуральных компонентов и содержащий в себе совокупность свойств, отвечающих требованию потребителя.

Для Цитирования:
Пастушкова Екатерина Владимировна, Крюкова Екатерина Владимировна, Крюков Андрей Владимирович, Анализ потребительских предпочтений в отношении напитков на зерновой основе. Товаровед продовольственных товаров. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: