С каждым годом, в структуре наркологических больных, увеличивается количество пациентов с зависимостью от психостимуляторов и сочетанной зависимостью от нескольких психоактивных веществ (ПАВ), значительную часть которых составляют психостимуляторы [1]. При этом принципы медикаментозной терапии таких расстройств остаются общими, фармакотерапия симптоматическая [2]. Наиболее эффективными методами терапии таких расстройств остаются психотерапевтические методы в рамках комплексной реабилитационной программы [3,4]. При этом, по современным представлениям любая терапия, в том числе наркологических пациентов, должна отвечать принципам персонализированной медицины [5].
По данным большинства исследований в рамках постабстинентных расстройств у пациентов с зависимостью от психостимуляторов преобладает аффективный компонент патологического влечения к наркотику, требующий медикаментозной коррекции [2].
В качестве генетического маркера эффективности фармакотерапии и реабилитационной программы, у больных с зависимостью от психостимуляторов, может выступать полиморфизм 5-HTTLPR гена SLC6A4. Ряд авторов связывает эффективность терапии депрессивных расстройств при помощи СИОЗС с данным полиморфизмом [6,7]. По некоторым данным полиморфизм в генах, контролирующих работу серотониновой системы связан с развитием наркологической патологии [8,9]. Полиморфизм 5-HTTLPR гена SLC6A4 также может быть связан с эффективностью реабилитационных мероприятий. На сегодняшний день отсутствуют лечебно-реабилитационные программы, учитывающие клинические и генетические особенности больных в рамках современного персонализированного подхода.
Цель исследования — определение влияния ряда клинических характеристик и полиморфизма гена SLC6A4 (5-HTTLPR) на эффективность лечебно-реабилитационной программы у пациентов с зависимостью от психостимуляторов.
В исследование вошли 325 больных. Критерии включения: диагноз «психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина и других психостимуляторов» (F14.2, F15.2 по МКБ-10); мужчины и женщины в возрасте от 18 до 50 лет; этнически русские; подписанное информированное согласие для участия в исследовании.