По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.1

Анализ опыта эксплуатации электрических машин

Бурков А. Ф. д-р техн. наук, профессор,
Веревкин В. Ф. д-р техн. наук, профессор,
Юрин В. Н. канд. техн. наук, доцент,

В статье приведены результаты анализа опыта эксплуатации электрических машин.

Литература:

1. Котриков К. П. Эксплуатация и ремонт судовых электрических. – М.: Транспорт, 1981. – 224 с.

2. Сердечнов А. П. Ремонт электрооборудования: в 2 ч. Ч. 1. Ремонт электрических. – 2-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 293 с.

3. Гольдберг О. Д. Надежность электрических машин / О. Д. Гольдберг, С. П. Хелемская. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Маслов В. В. Влагостойкость электрической изоляции. – М.: Энергия, 1978. – 208 с.

5. Гемке Р. Т. Неисправности электрических машин. – 9-е изд. – Л.: Энергоатомиздат, 1989. – 331 с.

6. Хомутов С. О. Повышение эффективности восстановления изоляции электрических двигателей на основе комплексной оценки воздействующих факторов / С. О. Хомутов, Е. В. Кобозев, П. И. Семичевский // Ползунов-ский вестник. – 2009. – № 1. – С. 220–229.

7. Грибанов А. А. Обоснование параметров технологических процессов пропитки и сушки изоляции асинхронных электродвигателей, используемых в агропромышленном

комплексе: дисс. канд. техн. наук: 05.20.02. – Барнаул, 2001. – 225 с.

8. Вайда Д. В. Исследования повреждений изоляции / Пер. с венг.; под ред. Д. Д. Разевига. – М.: Энергия, 1968. – 400 с.

9. Ваксер Н. М. Изоляция электрических машин. – Л.: ЛПИ, 1985. – 83 с.

10. Власов А. Б. Исследование изоляции судовых электрических машин в процессе эксплуатации и судоремонта // Вестник МГТУ. – 2008. – Т. 11. – № 3. – С. 475–482.

11. Антонов М. В. Эксплуатация и ремонт электрических машин / М. В. Антонов, Н. А. Акимова, Н. Ф. Котеленец. – М.: Высш. школа, 1989. – 191 с.

12. Рябинин И. А. Надежность судовых электроэнергетических систем и судового электрооборудования / И. А. Рябинин, Ю. Н. Киреев. – Л.: Судостроение, 1974. – 264 с.

13. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации и постройки морских судов: в 5 т. – СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2015. – Т. 2. – 753 с.

В настоящее время в большинстве промышленных и транспортных механизмов используются электроприво-ды (ЭП). Согласно статистическим данным, ЭП оснащены примерно 85 % всех двигательных и силовых механизмов [1, 2]. Основной составной частью ЭП являются электродвигатели (ЭД), которые потребляют ориентировочно до 75 % от всей электрической энергии (ЭЭ), вырабатываемой в мире.

Для обеспечения безаварийной и эффективной эксплуатации электрических машин (ЭМ) необходимо уделять большое внимание важным вопросам диагностики состояния, техническому обслуживанию, определению и устранению выявленных дефектов [3–5]. В частности, своевременно выявленные ухудшения диэлектрических характеристик электрических изоляций (сопротивления изоляции Rиз, электрической прочности обмоток ЭМ и др.) и принятые меры к их улучшению требуют гораздо меньших затрат, чем замена обмоток после их разрушения.

В процессе эксплуатации ЭМ находятся под влиянием различных факторов (тепловой и электрической энергии, вибрации, влажности, химически агрессивных сред и др.), оказывающих влияние на надежность. Наиболее разрушительное действие этих факторов оказывается на электрическую изоляцию (ЭИ) электрооборудования (ЭО) [4, 6]. Одним из важных последствий воздействия указанных факторов на ЭО является старение ЭИ. Кроме того, по результатам выполненного анализа отказов ЭМ установлено, что на время безотказной работы ЭМ существенно влияет влажность окружающей сре-ды [7, 8]. В изоляционных материалах происходят процессы абсорбции и сорбции влаги, значительно снижающие электрическую прочность. При частичных дефектах изоляции влага проникает в пустоты, способствуя процессу ионизации и локальным пробоям ЭИ в этих местах [8, 9]. Повышенная влажность, характерная для эксплуатационных условий судового ЭО, вызывает снижение электрического сопротивления изоляции, увеличивая токи утечки и потери в изоляции.

В таблице приведены данные по отказам компонентов ЭМ, работающих в береговых условиях [3].

№ п/п Отказавшие ЭМ
бесколлекторные, % коллекторные, %
1 Обмотки статора 91,0 16,3
2 Обмотки ротора 6,7 64,0
3 Коллекторы 9,1
4 Подшипники 1,3 1,2
5 Прочие компоненты 1,0 9,4
Итого: 100 100

Наиболее часто встречающимися причинами отказов обмоток ЭМ являются повреждения межвитковой и корпусной ЭИ. Обобщенный анализ данных опыта эксплуатации, приведенных в [10, 11 и др.],

Для Цитирования:
Бурков А. Ф., Дальневосточный федеральный университет, Веревкин В. Ф., Юрин В. Н., , г. Владивосток, Анализ опыта эксплуатации электрических машин. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: