Пожилые пациенты, особенно лица старше 80 лет, являются самой быстрорастущей группой населения в экономически развитых странах [1]. В России к началу 2021 г. число людей в возрасте 65 лет и старше должно составить 22,9 млн человек. Таким образом, медицинская помощь все чаще будет требоваться больным пожилого и старческого возраста [1, 2]. Между тем лечение пожилых осложняется возрастными изменениями фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств (ЛС), соматической и психической коморбидностью, снижением когнитивных функций, низкой обучаемостью пациентов, низкой приверженностью лечению и рядом социальных факторов [1]. Возрастные изменения фармакокинетики и фармакодинамики в сочетании с полиморбидностью, «хрупкостью» и полипрогмазией обусловливают высокую частоту нежелательных реакций (НР) и других проблем фармакотерапии у пожилых. По результатам большого метаанализа риск развития НР у лиц в возрасте 65 лет и старше в 4 раза превышает таковой у взрослого населения в целом [3]. Проблема еще более усугубляется исключением пожилых пациентов из клинических исследований ЛС, в связи с чем только для ограниченного числа ЛС имеются данные об изменениях фармакокинетики и фармакодинамики в пожилом возрасте [4].
В подобных условиях очевидно, что множественные проблемы терапии пожилых пациентов требуют комплексного подхода, начиная с момента разработки и производства ЛС и заканчивая мониторингом эффективности и безопасности фармакотерапии, в том числе на основании данных пострегистрационных исследований и программы фармаконадзора.
В связи с этим целью нашего исследования стала оценка проблемы возникновения нежелательных реакций при применении ЛП у пожилых пациентов на основании результатов анализа спонтанных сообщений, поступивших в отечественную базу данных.
Проведен ретроспективный анализ информации, поступившей в федеральную базу данных спонтанных сообщений о НР, за период с 1 января по 30 июня 2018 г. Критерии включения в анализ:
1) возраст пациента ≥65 лет;