В крупных клинико-диагностических лабораториях (КДЛ), имеющих достаточно большой штат сотрудников и выполняющих ежедневно значительный объем аналитической работы, организационную работу выполняют заведующие лабораторией. С течением времени стало актуальным введение в штатное расписание КДЛ должности старшего лаборанта, который является, в соответствии со своими должностными обязанностями, менеджером лабораторной службы — осуществляет руководство работой медицинских технологов, медицинских лабораторных техников, фельдшеров-лаборантов, лаборантов и младшего медицинского персонала КДЛ. Старший лаборант отвечает за выполнение технологического процесса и санитарно-эпидемиологического режима, является материально ответственным лицом, несет ответственность за сохранность аппаратуры и рациональное использование химических реактивов [1, 2, 3].
Целью работы стало изучение существующей системы организации, деятельности и управления клинико-диагностической службой в условиях ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3».
В исследовании использовался социологический метод (анкетирование), в ходе которого были разработаны анкеты:
• анкета «Лабораторная служба глазами персонала КДЛ» — позволила выявить достоинства и недостатки организации лабораторной службы с точки зрения персонала КДЛ;
• анкета «Лабораторная служба глазами врачей-лечебников» — использована с целью выявления достоинств и недостатков организации лабораторной службы с точки зрения лечащих врачей;
• анкета «Лабораторная служба глазами пациентов» — позволила выяснить мнение пациентов о лабораторной службе;
• анкета «Стиль управления» — составлена на основе исследований Старобинского Э. Е.
В исследовательской работе использовался также статистический метод, который включал сбор, анализ и интерпретацию полученных числовых данных.
I этап. Углубленное изучение и анализ литературных источников.
II этап. Анкетирование врачей — лечебников, сотрудников КДЛ и пациентов.