Агент — это развитие известного понятия «объект», представляющего абстракцию множества экземпляров предметов реального мира, имеющих одни и те же свойства и правила поведения. Свойства объекта описываются исходной системой, а правила поведения — порождающей системой, чаще всего структурированной (рис. 1).
Интеллектуальным является объект, поведение которого определяет база знаний.
Активный объект, или агент — это объект, способный изменять свое состояние, используя информацию о состоянии смежных объектов. Для этого агенты объединяются в структурированную исходную систему, называемую мультиагентной. Носителем модели такой системы являются объекты и их свойства, а сигнатурой — семантическая сеть, используемая операционной средой для передачи информации, активизирующей поведение агентов. В результате этого формируется некоторое множество экземпляров агентов, являющееся целью всего процесса.
Агент – это аппаратная или программная сущность, способная действовать в интересах достижения целей, поставленных перед ним владельцем и/или пользователем.
В мультиагентных системах иерархия моделей порождается, в том числе, функциональной структурой самого агента, которая имеет несколько иерархических уровней (рис. 2).
Примеры использования агентов:
• моделирование действий группы мобильных роботов, например, беспилотных летательных аппаратов;
• планирование решения связной задачи на кластере;
• администрирование и мониторинг информационной системы и распределенной БД;
• виртуальные игры.
Таким образом, программные агенты рассматриваются как автономные компоненты, действующие от лица пользователя.
Иногда агентов определяют через свойства, которыми они должны обладать:
• автономность – способность функционировать без вмешательства со стороны своего владельца и осуществлять контроль внутреннего состояния своих действий;
• социальное поведение – возможность взаимодействия и коммуникации с другими агентами;