Актуальность темы исследования.
1. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (далее — ФГОС ВО), каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации (далее — ЭИОС). ЭИОС в свою очередь должна обеспечить:
• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
• проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет» [1].
2. Очевидно, что дальнейшая информатизация личной, общественной и управленческой жизни в нашей стране не могла обойти стороной сферу образования. На наш взгляд, важно, что каждый обучающийся должен не просто получить доступ к ЭИОС, но и затем ЭИОС должна со временем начать работать на обучающегося. Имеется в виду обеспечение потенциальных и реальных работодателей информацией об успехах и достижениях обучающегося.
Проблематизация. На данный момент в России на уровне вузов отсутствует единая директивная концепция, регламентирующая вопросы ведения электронного портфолио. ФГОС ВО формируют лишь общую цель — сформировать электронное портфолио обучающегося, которое включает его работы, рецензии и оценки за эти работы со стороны любых участников образовательного процесса (профессорско-преподавательского состава, других обучающихся и т.д.). Это дает определенные свободы вузам в самостоятельном определении структуры портфолио. Однако, чем более подробны в своем изложении локальные документы об электронном портфолио, тем более высокие требования к их реализации затем предъявляются со стороны аттестационных комиссий. Поэтому руководства вузов зачастую не стремятся конкретно расписывать требования ФГОС ВО. Тогда, соответственно, и задачи, стоящие перед ними, существенно сокращаются.