По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340

Анализ локальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы ведения обучающимися личных электронных портфолио

М.С. Голубева Академия гражданской защиты МЧС России
А.А. Горячев Академия гражданской защиты МЧС России
А.В. Шубина Академия гражданской защиты МЧС России

В статье рассмотрено требование Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования относительно формирования электронных портфолио обучающихся в современном российском вузе. Анализируются Положения об электронном портфолио четырех высших учебных заведений — Российского государственного гуманитарного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Пензенского государственного университета и Байкальского государственного университета. Дается авторская оценка формулировкам, которые в них изложены, относительно соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Также оценивается подход к ведению электронного портфолио в указанных образовательных учреждениях, заложенный в данных Положениях* .

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_175136/.

2. Гюрова В.Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования // Киберленинка [сайт]. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/portfolio-v– sistemnoy-otsenke-kachestva-obrazovaniya.

3. Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Использование технологии е-портфолио в высшем образовании в Российской Федерации // КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie-tehnologiie-portfolio-v-vysshem– obrazovanii-vrossiyskoy-federatsii.

4. Положение о личном портале студента и об электронном портфолио обучающихся по программам высшего образования — бакалавриата, специалитета и магистратуры // ФГБОУ ВО «БГУ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bgu.ru/documents/umu/ u7/2019/...20обучающихся.pdf.

5. Положение об электронном портфолио обучающегося в РГГУ // ФГБОУ ВО «РГГУ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www2.rsuh.ru/bina ry/2637657_88.1511868233.11791.pdf.

6. Положение об электронном портфолио обучающихся в ФГБОУ ВО «ВГСПУ» [Электронный ресурс] // Факультет математики, информатики и физики ФГБОУ ВО «ВГСПУ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mif.vspu.ru/fi les/2017/09/ OP03.02_P18-Polozhenie -ob-e%60l.– portfolio-studenta.pdf.

7. Положение об электронном портфолио обучающихся в ФГБОУ ВО «ВГСПУ» // ФГБОУ ВО «ПГУ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pnzgu.ru/fi les/pnzgu. ru/doki/..._obuchayuschegosya.pdf.

Актуальность темы исследования.

1. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (далее — ФГОС ВО), каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации (далее — ЭИОС). ЭИОС в свою очередь должна обеспечить:

• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

• проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет» [1].

2. Очевидно, что дальнейшая информатизация личной, общественной и управленческой жизни в нашей стране не могла обойти стороной сферу образования. На наш взгляд, важно, что каждый обучающийся должен не просто получить доступ к ЭИОС, но и затем ЭИОС должна со временем начать работать на обучающегося. Имеется в виду обеспечение потенциальных и реальных работодателей информацией об успехах и достижениях обучающегося.

Проблематизация. На данный момент в России на уровне вузов отсутствует единая директивная концепция, регламентирующая вопросы ведения электронного портфолио. ФГОС ВО формируют лишь общую цель — сформировать электронное портфолио обучающегося, которое включает его работы, рецензии и оценки за эти работы со стороны любых участников образовательного процесса (профессорско-преподавательского состава, других обучающихся и т.д.). Это дает определенные свободы вузам в самостоятельном определении структуры портфолио. Однако, чем более подробны в своем изложении локальные документы об электронном портфолио, тем более высокие требования к их реализации затем предъявляются со стороны аттестационных комиссий. Поэтому руководства вузов зачастую не стремятся конкретно расписывать требования ФГОС ВО. Тогда, соответственно, и задачи, стоящие перед ними, существенно сокращаются.

Для Цитирования:
М.С. Голубева, А.А. Горячев, А.В. Шубина, Анализ локальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы ведения обучающимися личных электронных портфолио. Юрист ВУЗа. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: