Управление ассортиментом реализуемых товаров — одно из эффективных направлений их продвижения, а также создания и формирования потребительских предпочтений определенным категорийным товарам. В настоящее время многие торговые сети внедряют концепцию категорийного менеджмента, суть которой заключается в том, что ассортиментный перечень (или матрица) товаров распределяется по категориям.
Входящие в категорию товары отличаются общностью назначения в представлении потенциальных покупателей.
К числу таких товарных категорий относится категория продуктов детского питания, в которую входят такие субкатегории первого порядка, как продукты для детского питания на зерновой, плодоовощной (пюре и соки), молочной, мясной и рыбной основах.
В качестве объекта исследований нами была выбрана субкатегория второго порядка: плодоовощное пюре для детского питания, а также категорийная политика магазинов трех торговых сетей: «Перекресток», «Виктория» и «Атак».
Предметом исследования является разработка категорийной политики в области ассортимента субкатегории «плодоовощное пюре для детского питания».
В настоящее время на российском рынке продуктов детского питания доминирующую роль играют российские производители
регистрационный, расчетный и аналитический.
Регистрационный метод применяется при сборе информации об ассортименте плодоовощного пюре для детского питания в магазинах ранее указанных торговых сетей в течение трех месяцев (ноябрь, декабрь, январь) с интервалом примерно 20 дней.
На основании собранных фактических данных были рассчитаны по предложенной методике следующие показатели:
- базовая полнота ассортимента плодоовощного пюре как максимально возможное число видов, разновидностей, торговых марок, выявленное при проведении девяти обследований;
- действительная полнота ассортимента пюре в каждом магазине на конкретную дату;
- коэффициент полноты;
- действительная новизна ассортимента как количество новых видов или артикулов пюре;
- коэффициент новизны как отношение действительной новизны к действительной полноте;
- устойчивость ассортимента как количество видов, торговых марок и их модификаций, стабильно имеющихся в ассортименте во все периоды обследования;
- коэффициент устойчивости как отношение действительного значения устойчивости к базовой полноте;
- коэффициент рациональности как средневзвешенная величина коэффициентов полноты, устойчивости и новизны с учетом коэффициентов весомости этих показателей;
- коэффициент гармоничности как отношение количества товарных артикулов пюре, имеющихся во всех обследованных магазинах, к базовой полноте.
Аналитический метод использовался при сравнительной характеристике указанных показателей ассортимента (таблица) для выявления тенденций изменения ассортимента плодоовощного пюре для детского питания, а также для определения основного направления категорийной политики обследованных магазинов торговых сетей.