По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ категорийной политики торговых сетей в области ассортимента фруктового пюре для детского питания

Николаева М. А. профессор кафедры «Международная коммерция» РАНХиГС при Президенте РФ, д-р техн. наук;
Никонова А. И. менеджер РАНХиГС при Президенте РФ

В статье рассматривается категорийная политика торговых сетей в отношении субкатегории «плодоовощные пюре». Проведено обследование категорийного ассортимента пюре в трех магазинах торговых сетей «Перекресток», «Виктория» и «Атак» в течение трех месяцев. Рассчитаны и проанализированы показатели категорийного ассортимента: коэффициенты полноты, устойчивости, новизны, рациональности и гармоничности. Показаны направления категорийной политики обследованных магазинов в отношении субкатегории «плодоовощные пюре для детского питания». Даны рекомендации по рационализации данной категорийной политики.

Управление ассортиментом реализуемых товаров — одно из эффективных направлений их продвижения, а также создания и формирования потребительских предпочтений определенным категорийным товарам. В настоящее время многие торговые сети внедряют концепцию категорийного менеджмента, суть которой заключается в том, что ассортиментный перечень (или матрица) товаров распределяется по категориям.

Входящие в категорию товары отличаются общностью назначения в представлении потенциальных покупателей.

К числу таких товарных категорий относится категория продуктов детского питания, в которую входят такие субкатегории первого порядка, как продукты для детского питания на зерновой, плодоовощной (пюре и соки), молочной, мясной и рыбной основах.

В качестве объекта исследований нами была выбрана субкатегория второго порядка: плодоовощное пюре для детского питания, а также категорийная политика магазинов трех торговых сетей: «Перекресток», «Виктория» и «Атак».

Предметом исследования является разработка категорийной политики в области ассортимента субкатегории «плодоовощное пюре для детского питания».

В настоящее время на российском рынке продуктов детского питания доминирующую роль играют российские производители

регистрационный, расчетный и аналитический.

Регистрационный метод применяется при сборе информации об ассортименте плодоовощного пюре для детского питания в магазинах ранее указанных торговых сетей в течение трех месяцев (ноябрь, декабрь, январь) с интервалом примерно 20 дней.

На основании собранных фактических данных были рассчитаны по предложенной методике следующие показатели:

  • базовая полнота ассортимента плодоовощного пюре как максимально возможное число видов, разновидностей, торговых марок, выявленное при проведении девяти обследований;
  • действительная полнота ассортимента пюре в каждом магазине на конкретную дату;
  • коэффициент полноты;
  • действительная новизна ассортимента как количество новых видов или артикулов пюре;
  • коэффициент новизны как отношение действительной новизны к действительной полноте;
  • устойчивость ассортимента как количество видов, торговых марок и их модификаций, стабильно имеющихся в ассортименте во все периоды обследования;
  • коэффициент устойчивости как отношение действительного значения устойчивости к базовой полноте;
  • коэффициент рациональности как средневзвешенная величина коэффициентов полноты, устойчивости и новизны с учетом коэффициентов весомости этих показателей;
  • коэффициент гармоничности как отношение количества товарных артикулов пюре, имеющихся во всех обследованных магазинах, к базовой полноте.

Аналитический метод использовался при сравнительной характеристике указанных показателей ассортимента (таблица) для выявления тенденций изменения ассортимента плодоовощного пюре для детского питания, а также для определения основного направления категорийной политики обследованных магазинов торговых сетей.

Для Цитирования:
Николаева М. А., Никонова А. И., Анализ категорийной политики торговых сетей в области ассортимента фруктового пюре для детского питания. Общепит: бизнес и искусство. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: