Управление ассортиментом реализуемых товаров — одно из эффективных направлений их продвижения, а также создания и формирования потребительских предпочтений определенным категорийным товарам. В настоящее время многие торговые сети внедряют концепцию категорийного менеджмента, суть которой заключается в том, что ассортиментный перечень (или матрица) товаров распределяется по категориям [1].
Входящие в категорию товары отличаются общностью назначения в представлении потенциальных покупателей. К числу таких товарных категорий относится категория продуктов детского питания, в которую входят такие субкатегории первого порядка, как: продукты для детского питания на зерновой, плодоовощной (пюре и соки), молочной, мясной и рыбной основах.
В качестве объекта исследований нами была выбрана субкатегория второго порядка: плодоовощное пюре для детского питания, а также категорийная политика магазинов трех торговых сетей: «Перекресток», «Виктория» и «Атак».
Предметом исследования является разработка категорийной политики в области ассортимента субкатегории — плодоовощное пюре для детского питания.
Методы исследования: регистрационный, расчетный и аналитический.
Регистрационный метод применяется при сборе информации об ассортименте плодоовощного пюре для детского питания в магазинах, ранее указанных торговых сетей в течение трех месяцев (ноябрь, декабрь, январь) с интервалом примерно через 20 дней.
На основании собранных фактических данных были рассчитаны по предложенной методике (2) следующие показатели:
— Базовая полнота ассортимента плодоовощного пюре как максимально возможное число видов, разновидностей, торговых марок, выявленное при проведении девяти обследований.
— Действительная полнота ассортимента пюре в каждом магазине на конкретную дату.
— Коэффициент полноты.
— Действительная новизна ассортимента как количество новых видов или артикулов пюре.
— Коэффициент новизны как отношение действительной новизны к действительной полноте.