По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ категорийной политики магазинов торговых сетей в области ассортимента фруктового пюре для детского питания

М. А. Николаева профессор кафедры «Международная коммерция» РАНХиГС при Президенте РФ, д. т. н.
А. И. Никонова менеджер РАНХиГС при Президенте РФ
Ключевые слова: товарная категория, категорийные товары, плодоовощное пюре для детского питания, категорийный ассортимент, категорийная политика, стабилизация ассортимента, обновление ассортимента

В статье рассматривается категорийная политика торговых сетей в отношении субкатегории плодоовощные пюре. Проведено обследование категорийного ассортимента пюре в трех магазинах торговых сетей: «Перекресток», «Виктория» и «Атак» в течение трех месяцев. Рассчитаны и проанализированы показатели категорийного ассортимента: коэффициенты полноты, устойчивости, новизны, рациональности и гармоничности. Показаны направления категорийной политики обследованных магазинов в отношении субкатегории плодоовощные пюре для детского питания. Даны рекомендации по рационализации данной категорийной политики.

Литература:

1. Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов/ М. А. Николаева. — М.: Норма — ИНФРА М, 2007. — 448 с.

2. Киселев В. М., Николаева М. А. Категорийный менеджмент: учеб. пособие / В. М. Киселев, М. А. Николаева. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. — 208 с.

3. Заборенко, А. С. Рынок детского питания по-прежнему зависит от зарубежного сырья [Электронный ресурс]//Onf.ru. — 2016. — Режим доступа: http://onf. ru/2016/06/01/zaborenko-rynok-detskogo-pitaniya-po-prezhnemu-zavisim-ot-zarubezhnogo-syrya/ (дата обращения 27.01.2017).

4. Рязанова О. А., Николаева М. А. Товарный менеджмент и экспертиза продуктов детского питания: учеб. пособие / О. А. Рязанова, М. А. Николаева. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. — 224 с.

Управление ассортиментом реализуемых товаров — одно из эффективных направлений их продвижения, а также создания и формирования потребительских предпочтений определенным категорийным товарам. В настоящее время многие торговые сети внедряют концепцию категорийного менеджмента, суть которой заключается в том, что ассортиментный перечень (или матрица) товаров распределяется по категориям [1].

Входящие в категорию товары отличаются общностью назначения в представлении потенциальных покупателей. К числу таких товарных категорий относится категория продуктов детского питания, в которую входят такие субкатегории первого порядка, как: продукты для детского питания на зерновой, плодоовощной (пюре и соки), молочной, мясной и рыбной основах.

В качестве объекта исследований нами была выбрана субкатегория второго порядка: плодоовощное пюре для детского питания, а также категорийная политика магазинов трех торговых сетей: «Перекресток», «Виктория» и «Атак».

Предметом исследования является разработка категорийной политики в области ассортимента субкатегории — плодоовощное пюре для детского питания.

Методы исследования: регистрационный, расчетный и аналитический.

Регистрационный метод применяется при сборе информации об ассортименте плодоовощного пюре для детского питания в магазинах, ранее указанных торговых сетей в течение трех месяцев (ноябрь, декабрь, январь) с интервалом примерно через 20 дней.

На основании собранных фактических данных были рассчитаны по предложенной методике (2) следующие показатели:

— Базовая полнота ассортимента плодоовощного пюре как максимально возможное число видов, разновидностей, торговых марок, выявленное при проведении девяти обследований.

— Действительная полнота ассортимента пюре в каждом магазине на конкретную дату.

— Коэффициент полноты.

— Действительная новизна ассортимента как количество новых видов или артикулов пюре.

— Коэффициент новизны как отношение действительной новизны к действительной полноте.

Для Цитирования:
М. А. Николаева, А. И. Никонова, Анализ категорийной политики магазинов торговых сетей в области ассортимента фруктового пюре для детского питания. Товаровед продовольственных товаров. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: