По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-799

Анализ и перспективы использования цифровых технологий для контроля качества эксплуатации силовых передач и ходовой части МТП

Петрищев Н. А. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», е-mail: gosniti14@mail.ru
Саяпин А. С. мл. науч. сотр., ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», е-mail: gosniti14@mail.ru
Поспелов А. П. мл. науч. сотр., ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», е-mail: gosniti14@mail.ru
Крюковская Н. С. мл. науч. сотр., ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», е-mail: gosniti14@mail.ru
Капусткин А. О. вед. инж., ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», е-mail: gosniti14@mail.ru
Хисметов Н. З. д-р техн. наук, ООО «Научно-производственное объединение «АГРОСЕРВИС»

В статье представлен анализ и перспективы внедрения цифровых технологий для контроля качества эксплуатации ходовой части и трансмиссии самоходных машин сельскохозяйственного, промышленного назначения.

Литература:

1. Дорохов А. С., Семейкин В. А. Входной контроль качества продукции машиностроения // Сельский механизатор. — 2013. — № 11. — С. 22–23.

2. Кузнецов Н. Г., Гапич Д. С., Ширяева Е. В. К вопросу об определении допустимого коэффициента буксования полноприводного колесного трактора // Известия Нижневолжского агроинженерного комплекса. — 2014. — № 2 (34). — С. 89–92.

3. Максимов Е. А. Предпосылки для создания устройства для ограничения буксования движителей трактора // Сборник научных трудов СЗНИИМЭСХ. — 1999. — Вып. 70. — С. 22–26.

4. Годжаев З. А., Измайлов А. Ю., Шевцов В. Г., Лавров А. В., Русанов А. В. Исследование давления колесного движителя на почву с учетом характеристики шины // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2016. — № 1. — С. 5–10.

5. Коновалов Д. Н., Коновалова М. В. Анализ методов улучшения тяговосцепных качеств и снижения буксования колесных движителей мобильных сельскохозяйственных агрегатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 39. — С. 1461–1465 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/970619.htm (дата обращения: 01.02.2018).

6. Новиков B. C. Методика расчета почворежущих рабочих органов на долговечность // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ, серия «Агроинженерия». — 2008. — № 2. — С. 87–99.

7. Петровский Д. И., Петрищев Н. А. К вопросу обеспечения долговечности плуга // Труды ГОСНИТИ. — 2017. — Т. 127. — С. 184–189.

8. Трактор КамАЗ-СХ75. Индикатор скольжения колес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cinref. ru/avtomobili/Kamaz/110_traktor_ kamaz_cx75/015.htm (дата обращения: 01.02.2018).

9. Качество сцепления и защита почвы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fendt. com/ru/3936.html (дата обращения: 01.02.2018).

10. Савочкин В. А. Тяговый расчет трактора. — М.: МГТУ МАМИ, 2001. — 48 с.

11. Петрищев Н. А., Хисметов Н. З., Саяпин А. С. Применение инженерных приложений мобильных устройств при сервисе сельскохозяйственной техники // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2016. — № 4. — С. 17–24.

Для успешной реализации утвержденных Правительством РФ целей и задач Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 г. и Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 г. необходимо оперативно реагировать на потребности рынка сельскохозяйственных машин с учетом тенденций, критериев и растущего спроса у конечных потребителейна современную технику, обеспечивающую как высокую эксплуатационную надежность, так минимальное воздействие на почву.

Проведенный Министерством сельского хозяйства РФ анализ парка эксплуатируемой в РФ техники в большинстве случаев характеризуется использованием спроектированной и изготовленной более 25–30 лет назад техники и требует на сегодняшний день особых подходов для обеспечения получения наибольшего экономического, экологического, технико-технологического эффекта для конечного потребителя. Отсутствие возможности проведения оперативного контроля за техническим состоянием трансмиссии и ходовых систем тракторов и самоходной техники (в том числе выпускаемых на настоящий момент) приводят к:

  • снижению заложенных заводомпроизводителем технико-экономических и экологических показателей машины и агрегатируемого оборудования [1]:
  • эксплуатационным издержкам (перерасходу ГСМ, увеличению рисков появления отказов и аварий узлов и агрегатов систем, нарушениям норм тягового расчета);
  • экономическим издержкам (увеличению себестоимости проводимых работ, снижению производительности, качества и увеличению сроков выполняемых работ);
  • нарушению норм экологической безопасности (повышению выбросов отработанных газов в атмосферу, переуплотнению почвы).

Анализ разработок в области контроля за буксованием движителей тракторов в процессе эксплуатации [2–6] показывает, что буксование — явление чрезвычайно вредное, так как снижает производительность тракторного агрегата, увеличивает расход топлива, разрушает структуру почвы, а также негативно влияет на техническое состояние. Особо повышенное буксование наблюдается при работе колесных тракторов на мягких и влажных почвах. Поэтому использование колесных тракторов на полевых работах ранней весной затруднено, а порой и совсем невозможно. В отсутствие современных инструментальных средств контроля величину буксования определяют экспериментальным путем, подсчитывая на мерном участке число оборотов ведущих колес без нагрузки, а затем с нагрузкой, или для тех же условий определяют скорость движения. Данный способ не всегда учитывает особенности рельефа местности и структуру почвы, поэтому не всегда может быть применен на практике. Необходимо отметить, что при тяговых испытаниях в исследовательских целях контроль буксования осуществлялся с применением дополнительного независимого путевого колеса, регистрирующего действительную скорость и пройденный путь.

Для Цитирования:
Петрищев Н. А., Саяпин А. С., Поспелов А. П., Крюковская Н. С., Капусткин А. О., Хисметов Н. З., Анализ и перспективы использования цифровых технологий для контроля качества эксплуатации силовых передач и ходовой части МТП. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: