Для успешной реализации утвержденных Правительством РФ целей и задач Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 г. и Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 г. необходимо оперативно реагировать на потребности рынка сельскохозяйственных машин с учетом тенденций, критериев и растущего спроса у конечных потребителейна современную технику, обеспечивающую как высокую эксплуатационную надежность, так минимальное воздействие на почву.
Проведенный Министерством сельского хозяйства РФ анализ парка эксплуатируемой в РФ техники в большинстве случаев характеризуется использованием спроектированной и изготовленной более 25–30 лет назад техники и требует на сегодняшний день особых подходов для обеспечения получения наибольшего экономического, экологического, технико-технологического эффекта для конечного потребителя. Отсутствие возможности проведения оперативного контроля за техническим состоянием трансмиссии и ходовых систем тракторов и самоходной техники (в том числе выпускаемых на настоящий момент) приводят к:
- снижению заложенных заводомпроизводителем технико-экономических и экологических показателей машины и агрегатируемого оборудования [1]:
- эксплуатационным издержкам (перерасходу ГСМ, увеличению рисков появления отказов и аварий узлов и агрегатов систем, нарушениям норм тягового расчета);
- экономическим издержкам (увеличению себестоимости проводимых работ, снижению производительности, качества и увеличению сроков выполняемых работ);
- нарушению норм экологической безопасности (повышению выбросов отработанных газов в атмосферу, переуплотнению почвы).
Анализ разработок в области контроля за буксованием движителей тракторов в процессе эксплуатации [2–6] показывает, что буксование — явление чрезвычайно вредное, так как снижает производительность тракторного агрегата, увеличивает расход топлива, разрушает структуру почвы, а также негативно влияет на техническое состояние. Особо повышенное буксование наблюдается при работе колесных тракторов на мягких и влажных почвах. Поэтому использование колесных тракторов на полевых работах ранней весной затруднено, а порой и совсем невозможно. В отсутствие современных инструментальных средств контроля величину буксования определяют экспериментальным путем, подсчитывая на мерном участке число оборотов ведущих колес без нагрузки, а затем с нагрузкой, или для тех же условий определяют скорость движения. Данный способ не всегда учитывает особенности рельефа местности и структуру почвы, поэтому не всегда может быть применен на практике. Необходимо отметить, что при тяговых испытаниях в исследовательских целях контроль буксования осуществлялся с применением дополнительного независимого путевого колеса, регистрирующего действительную скорость и пройденный путь.