По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.1, ВАК 5.2.3.11 DOI:10.33920/sel-11-2212-04

Анализ и оценка социально-экономического развития

Хоружий Л. И. д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева», E-mail: hli@rgau-msha.ru, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Трясцина Н. Ю. канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности и права, ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева», E-mail: ntryastsina@rgau-msha.ru, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Гупалова Т. Н. канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности и права, ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева», E-mail: gupalova@rgau-msha.ru, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49
Круглякова А. Н. студентка 4 курса специальности «Экономическая безопасность», ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева», E-mail: kruglyakova.nastya14@gmail.com, 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 49

Статья посвящена вопросам анализа, оценки и моделирования процессов социально-экономического развития хозяйствующих систем. Представлены результаты исследования интегральных индексов, используемых для ранжирования стран по степени развития социальных и экономических процессов. Предложена модель для оценки эффективности социально-экономического развития. Раскрыта методика определения влияния факторов на изменение показателя эффективности социально-экономического развития страны и региона, выполнен прогноз показателей социально-экономического развития России. Полученные результаты могут быть использованы для исследования макроэкономических процессов в целях разработки и корректировки социально-экономической политики для хозяйствующих субъектов различных уровней и обоснования управленческих решений.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годов (одобрен на заседании Правительства РФ 21.09.2021).

4. Клячкин В.В. Методы статистических исследований в оценке процессов социально-экономического развития территории // Синергия наук. — 2018. — №19. − С. 150–153.

5. Кузнецова М.В., Ивашина Н.С. Социально-экономическое развитие через призму индексов человеческого развития и человеческого капитала // Устойчивое развитие территорий: теория и практика. — 2019. — №15. — С. 357–359.

6. Трясцина Н.Ю. Институциональные аспекты стратегического инвестиционного анализа // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2016. — №2. — С. 14–17.

7. Хоружий, Л.И. Формирование информации о социальной устойчивости в интегрированной отчетности предприятий АПК / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2020. — №9. — С. 6–12.

8. Рейтинг стран мира по уровню социального развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www/gtmarket.ru (дата обращения: 05.09.2022).

9. Social Progress Imperative: Social Progress Index 2021. Рейтинг стран мира по индексу социального прогресса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.socialprogress.org/index/global/results (дата обращения: 05.09.2022).

10. Creating the Pathways from Poverty to Prosperity — Разработка путей от бедности к процветанию. — портал Института Legatum [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www / https://li.com (дата обращения: 05.09.2022).

11. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 06.09.2022).

1. Federal Law No. 172-FZ of 28.06.2014 «On Strategic Planning in the Russian Federation».

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 dated 13.05.2017 «On the strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030».

3. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2022 and for the planned 2023 and 2024 (approved at a meeting of the Government of the Russian Federation on 09/21/2021).

4. Klyachkin V.V. Methods of statistical research in assessing the processes of socio-economic development of the territory // Synergy of Sciences. — 2018. — No. 19. — Р. 150–153.

5. Kuznetsova M.V., Ivashina N.S. Socio-economic development through the prism of human development and human capital indices // Sustainable development of territories: theory and practice. — 2019. — No. 15. — Р. 357–359.

6. Tryashtsina N.Yu. Institutional aspects of strategic investment analysis // International Agricultural Journal. — 2016. — No. 2. — Р. 14–17.

7. Khoruzhiy, L.I. Formation of information on social sustainability in integrated reporting of agricultural enterprises / L.I. Khoruzhiy, N.Y. Tryashtsina // Accounting in agriculture. — 2020. — No. 9. — Р. 6–12.

8. Ranking of countries in the world by the level of social development [Electronic resource]. — Access mode: http://www/gtmarket.ru (accessed: 05.09.2022).

9. Social Progress Imperative: Social Progress Index 2021. The ranking of the countries of the world on the social progress index [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.socialprogress.org/index/global/results (accessed: 05.09.2022).

10. Creating the Pathways from Poverty to Prosperity — Developing paths from poverty to prosperity. — portal of the Legatum Institute [Electronic resource]. — Access mode: http://www / https://li.com (accessed: 05.09.2022).

11. Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode: https://rosstat.gov.ru (accessed: 06.09.2022).

Социально-экономическое развитие на макроуровне можно определить как многосторонний, непрерывный процесс, в ходе которого происходит совершенствование социальной и экономической структур общества, укрепление взаимосвязей между отдельными институтами; осуществляется переход к принципиально новым социальным преобразованиям, технологиям, инструментам, обеспечивающим прогрессивные сдвиги в экономике.

В настоящее время основной целью социально-экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие [4, 5]:

1) повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

2) создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

3) увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Эти цели гармонично сочетаются с целями устойчивого развития (ЦУР) ООН, имеющими общечеловеческий характер [7]. В России, как и в других странах, продолжается процесс перехода к более развитому обществу и процветающей экономике как его основе. На сегодняшний день в России лучше всего достигаются следующие цели устойчивого развития:

1) №1. Ликвидация нищеты;

2) №4. Качественное образование.

В условиях внешнего санкционного давления и масштабных ограничений вопросы, касающиеся разработки эффективной социально-экономической политики и факторов социально-экономического развития, представляются наиболее актуальными.

В числе вызовов и угроз экономической безопасности в Стратегии экономической безопасности… [2] обозначено усиление дифференциации регионов по уровню и темпам социально-экономического развития.

В этой связи необходимо совершенствование методологии и методики анализа и оценки, учитывающих особенности национальной экономики и ее секторов, а также инструментария исследования факторов и тенденций, позволяющих обозначать ориентиры и осуществлять корректировку индикаторов социально-экономического развития.

Для Цитирования:
Хоружий Л. И., Трясцина Н. Ю., Гупалова Т. Н., Круглякова А. Н., Анализ и оценка социально-экономического развития. Бухучет в сельском хозяйстве. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: