* Научный руководитель — Репникова В.М., д-р экон. наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики, РЭУ им. Г.В. Плеханова
Цель любой компании заключается в получение прибыли. Прибыль является основным показателем доходности и рентабельности предприятия, что обеспечивает высокий рост капитала и бизнеса. Высокие финансовые результаты характеризуют конкурентоспособность компании, ее кредитоспособность, а также выступают гарантией того, что компания способна к выполнению всех своих обязательств. Поэтому в высоких результатах заинтересованы не только собственники компании, но и другие пользователи финансовой отчетности, в частности, потенциальные партнеры.
Анализ и оценка доходности и рентабельности предприятия является важным компонентом анализа финансовых результатов. При этом необходимо различать такие понятия, как «доходность» и «рентабельность», оба эти термина выступают как показатели эффективности деятельности компании.
Если доходность характеризует сколько сом дохода получила компания на каждый сом капитала, активов, или расхода и т. д., то показатель рентабельности отражает сумму прибыли, полученную компанией на каждый сом капитала, активов и т. д. [1]. Поэтому до начала анализа следует рассмотреть показатели таких финансовых результатов, как доход и прибыль, поскольку каждый из них обладает собственным значением при анализе.
Получение прибыли является весьма трудоемким процессом. Руководство должно организовать деятельность таким образом, чтобы компания сумела не только покрыть расходы доходом, но и получить из этого выгоду, то есть прибыль. Для этого необходимо наличие высокопрофессионального и опытного персонала, который сможет достаточно точно оценить экономическую ситуацию и разработать ряд рекомендаций для повышения доходности компании.
В экономической литературе под доходом понимают увеличение экономической выгоды в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников [2].