С развитием научно-технического прогресса непрерывно повышаются требования к качеству изделий машиностроения. Это обусловлено тем, что в настоящее время постоянно возрастает нагруженность изделий, повышаются скоростные характеристики машин, увеличивается количество действующих на изделие эксплуатационных функций и расширяются условия их эксплуатации при одновременном выполнении принципов компактности и минимизации элементов их структуры, ужесточаются требования к эксплуатационным показателям.
Наиболее значимым эксплуатационным показателем является износостойкость [1–7]. По данным [3], при проведении плановых ремонтных работ 80% деталей имели повышенный износ. Также установлено [2, 3], что наибольшее число отказов (до 80%) обусловлено процессами изнашивания или комплексными причинами, где износ играет доминирующую роль.
Поэтому для решения этих проблем необходимо обеспечивать нетрадиционные свойства деталей машин, использовать различные технологии и методы обработки изделий [1, 2, 5–12]. При этом для существенного повышения износостойкости деталей необходимы нетрадиционные технологии, которые позволяли бы решать вопросы обеспечения свойств как для всего изделия в целом, так и для отдельных деталей. Такими методами могут быть комбинированные и гибридные технологии.
В ряде случаев по условиям эксплуатации деталей машин необходимо получить упрочненный слой значительной глубины в тонком верхнем слое, непосредственно примыкающем к обрабатываемой поверхности. Для этого рекомендуют комбинированное упрочнение или применение гибридных технологий. Сначала детали обрабатывают одним из методов, который обеспечивает требуемую глубину упрочнения, а затем методом, дающим незначительное по глубине, но интенсивное упрочнение. Как показал анализ работ [3, 4, 9], это может создать резерв для повышения износостойкости. Разработано много методов комбинированных и гибридных технологий.
Для совершенствования этих методов необходимо провести анализ, выявить достоинства и недостатки и на основании полученных результатов дать рекомендации о целесообразности дальнейшего совершенствования этих технологий.