Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи Российской Федерации является одной из приоритетных в решении задач государственной политики и рассматривается в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ в стране. Состояние здоровья и развитие общества во многом определяются уровнем популяционного здоровья подростков, которые оказывают значимое влияние на здоровье нации в целом и формируют ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал [2, 18].
В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно учащейся молодежи. Несмотря на некоторую стабилизацию демографических показателей, выявляется отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях, что, в свою очередь, находит подтверждение данными официальной статистики, результатами профилактических осмотров и проводимых научных исследований [3].
На фоне негативных изменений общего физического и психического состояния подростков, влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, социально обусловленных проблем и экономической нестабильности наблюдается динамика увеличения поступления в учебные заведения детей и подростков с ослабленным здоровьем [11, 15]. При этом адаптация к существующим условиям обучения происходит за счет мобилизации функциональных резервов организма и требует определенного напряжения регуляторных систем [8, с. 17, 1; с. 7, 16]. Следует отметить, что основным компонентом здоровьесберегающих технологий является разработка методологических аспектов оценки и коррекции функциональных резервов организма [4].
При этом основой профилактической работы врача является комплексная оценка состояния здоровья индивида и последующее выявление заболеваний, которые, в свою очередь, в детском, подростковом и последующих периодах жизни являются причиной социального неблагополучия, ограничения жизнедеятельности [10, 14].
Все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования.