Ускоряющаяся урбанизация приводит к появлению проблем в транспортных системах мегаполисов [1]. Повышение качества дорожной инфраструктуры не успевает за ростом парка транспортных средств, что вызывает появление проблемных ситуаций в области безопасности дорожного движения.
Статистические показатели дopoжнo-тpaнcпopтныx происшествий (ДТП) по различным странам и регионам в целом неутешительны. Число погибших в результате ДТП в мире уже достигло 1,35 млн человек в год, и к 2030 году прогнозируется его рост втрое, до 3,6 млн человек в год. Согласно недавнему исследованию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в странах развивающегося мира дорожная аварийность займет пятое место среди факторов, приводящих к смерти, опередив ВИЧ/ СПИД, малярию, туберкулез и других известные причины смерти, а в целом в мире — восьмое место [2]. Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является основной причиной смерти детей и молодежи в возрасте 5–29 лет [3]. В ряде стран смертность от автомобильных аварий является одним из главных показателей уменьшения численности населения. Поэтому уровень смертности на дорогах среди стран мира — одна из сфер пристального изучения современной науки.
В последнее время число водителей и количество автотранспорта на дорогах России резко увеличились. При этом есть целый ряд причин, способствовавших снижению аварийности на дорогах (кампании по борьбе с пьянством за рулем, существенное ужесточение штрафов и наказаний за нарушения правил дорожного движения (ПДД), улучшение общего состояния дорог и совершенствование систем разметки, разграничения и регулирования, улучшение технического состояния автопарка и автомобильных шин, совершенствование систем управления дорожным движением, повышение культуры вождения, широкое распространение навигаторов). Но, несмотря на это, ситуация остается непростой. Если в среднем по странам ЕС принятый показатель — индекс социального риска — не превышает 5,5 человека на 100 тыс. населения, то на 1 января 2019 года данный показатель в России равен 12,4 человека на 100 тыс. населения [4]. Hecмoтpя на то что за последние шесть лет суммарное количество происшествий снизилось, в абсолютном выражении оно остается большим [5].