Опыт работы в сфере маркетинговых исследований рынков на стороне как заказчика, так и организатора таких работ свидетельствует о том, что практически для любого бизнеса информация об экспортерах или импортерах может быть полезной. Действительно, редко когда встретишь ситуацию полной независимости фирмы от экспорта и импорта — если только совсем уж микробизнес на местном сырье или сфера услуг населению.
Маркетинговые исследования внешней торговли важны как для компаний, осуществляющих политику импортозамещения [1], так и для тех, кто выстраивает стратегию выхода на новые географические рынки, развивая экспортное направление своей деятельности. И импортозамещение, и развитие несырьевого экспорта [2] сегодня выступают ключевыми задачами государственной экономической политики Российской Федерации.
Работа в блоке маркетинга и продаж на производственных предприятиях сформировала для меня представление о том, что в аналитике рынка особое внимание стоит уделять таможенным данным. Они наиболее достоверны в ряду другой информации с рынка, и именно от них строится вся система рыночной оценки, если доля импорта в сегменте существенна. Вопрос в правильной обработке таких данных и их использовании как для решения аналитических задач, так и для поддержки политики продвижения и продаж.
Например, была интересная задача по разработке товарной номенклатуры промышленных накопителей энергии под финансирование федерального Фонда развития промышленности. Проблема была в том, что для корректного расчета затрат нужно понимать объем инвестиций в оборудование, а для разных типов аккумуляторов требуются различные технологические линии, имеющие свои стоимости.
Собранная из баз по экспорту и импорту промышленных накопителей энергии и проанализированная информация позволила разработать детальный ассортимент новой продуктовой линейки с подробными техническими параметрами продукта, востребованными российскими потребителями.
Впоследствии, выступая уже в качестве внешнего консультанта и организатора маркетинговых исследований, примерно в каждом втором проекте, который связан с исследованиями рынков или разработкой бизнес-планов, вижу необходимость проводить анализ данных экспортеров и/или импортеров. Один из последних примеров — написание бизнес-плана под вывод на рынок оборудования медицинского назначения. Этот случай, кстати, был нетипичным, т. к. изначально заказчиком была заложена гипотеза, что рынок сильно зависит от импорта. По факту же рынок практически полностью разыгран отечественными производителями. А это означает совсем иную стратегию маркетинга, в том числе параметры продукта и систему ценообразования.