По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89

Анализ эффективности различных видов лечения депрессии у иностранных студентов из стран Африки

Артемьева М.С. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Шадрикова А.Д. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Лазукова А. Г. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Соколов В.П. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Данилина Н.О. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»

В исследовании сравнивалась эффективность краткосрочной индивидуальной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психологического образовательного тренинга и медикаментозного лечения без психотерапии в снижении уровня депрессии у иностранных студентов-медиков из стран Африки. Методы: В исследовании принял участие 71 студент 1–3 курсов из разных стран Африки. Они были разделены на три группы по лечебной тактике: 1) КПТ; 2) медикаментозное лечение антидепрессантами класса СИОЗС; 3) психообразовательный тренинг. До и после лечения измерялись уровни депрессии (шкала Бека) и стресса (PSM-25). Удовлетворенность лечением оценивалась по шкале Ликерта. Результаты: Психотерапия значительно превосходила медикаментозное лечение и психообразовательный тренинг в снижении уровней депрессии (p≤0,01) и стресса (p≤0,01). Между медикаментозным лечением и психообразовательным тренингом значимых различий не выявлено. Удовлетворенность психотерапией была выше, чем медикаментозным лечением (p≤0,01). Выводы: Краткосрочная индивидуальная КПТ эффективнее медикаментозного лечения и психообразовательного тренинга снижает симптомы депрессии и дистресса у иностранных студентов-медиков из Африки. Приверженность к немедикаментозным методам и их субъективная оценка была выше, чем к фармакотерапии антидепрессантами.

Литература:

1. Depression in Medical Students Research Group., Zatt, W. B., Lo, K. et al. Pooled prevalence of depressive symptoms among medical students: an individual participant data meta-analysis. BMC Psychiatry 23, 251 (2023). https://doi.org/10.1186/s12888-023-04745-5

2. Juul, S., Poulsen, S., Lunn, S. et al. Short-term versus long-term psychotherapy for adult psychiatric disorders: a protocol for a systematic review with meta-analysis and trial sequential analysis. Syst Rev 8, 169 (2019). https://doi.org/10.1186/s13643-019-1099-0

3. Ruzhenkova V. V. (2018). Educational stress as a factor of the risk of formation of additive behavior, alert and depressive disorders in foreign medical students. 4 (2):55–68. doi: 10.18413/2313-8955-2018-4-2-0-6

4. Dardas LA, Xu H, Franklin MS, et al. Cognitive behavioural therapy and medication for treatment of adolescent depression: a network meta-analysis. Behavioural and Cognitive Psychotherapy. 2023;51 (3):230–

245. doi:10.1017/S1352465822000662Psychological interventions implementation manual: integrating evidence-based psychological interventions into existing services. Geneva: World Health Organization; 2024. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. available at https://www.who.int/publications/i/item/9789240087149

5. Sinaiko, V., Korovina, L., & Radchenko, T. (2020). CBT of Anxiety and Depressive Disorders in Foreign Medical Students. Psychological Counseling and Psychotherapy, (13), 38–42. https://doi.org/10.26565/241 0-1249-2020-13-04

6. Ruzhenkova, Victoria. (2018). Educational stress as a factor of the risk of formation of additive behavior, alert and depressive disorders in foreign medical students. Research Result Medicine and Pharmacy. 4. 55–

68. 10.18413/2313-8955-2018-4-2-0-6.

7. Vadym, Sinaiko., Liliia, Korovina., Tetiana, Radchenko. (2020). CBT of Anxiety and Depressive Disorders in Foreign Medical Students. 38–42. doi: 10.26565/2410-1249-2020-13-04

8. Pernille, Pedersen., Hans, Jørgen, Søgaard., Merete, Labriola., Ellen, A., Nohr., Chris, Jensen. (2015). Effectiveness of psychoeducation in reducing sickness absence and improving mental health in individuals at risk of having a mental disorder: a randomised controlled trial. BMC Public Health, 15 (1):763–763. doi: 10.1186/S12889-015-2087-5

9. Nevin, Günaydin. (2021). Effect of group psychoeducation on depression, anxiety, stress and coping with stress of nursing students: A randomized controlled study.. Perspectives in Psychiatric Care, doi: 10.1111/PPC.12828

Депрессия и дистресс являются распространенными проблемами среди иностранных студентов-медиков, сталкивающихся с трудностями адаптации к новой среде [1, 2, 3]. Существуют различные терапевтические подходы, включающие когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), психологическое образование и медикаментозное лечение. Однако сравнительная эффективность этих методов у данной популяции остается недостаточно изученной [4].

Это исследование направлено на сравнение эффективности краткосрочной индивидуальной КПТ, психологического образовательного тренинга и медикаментозного лечения без психотерапии в снижении симптомов депрессии, уровня дистресса и дезадаптации у иностранных студентов-медиков из стран Африки. Результаты могут помочь в разработке целенаправленных интервенций для улучшения психического здоровья и адаптации у этой уязвимой группы учащихся.

Целью данного исследования было проведение сравнительного анализа эффективности трех методов лечения депрессии и расстройств адаптации у иностранных студентов-медиков из стран Африки: краткосрочной индивидуальной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психологического образовательного тренинга и медикаментозного лечения без психотерапевтического вмешательства. Основными задачами исследования являлись оценка влияния каждого из методов на уменьшение выраженности основных депрессивных симптомов, снижение уровня дистресса и улучшение адаптации студентов к новым условиям обучения и проживания.

Методы: для проведения данного исследования была отобрана выборка из 71 иностранного студента 1–3-х курсов Медицинского института РУДН в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на английском языке. Участники исследования самостоятельно обратились за помощью в кабинет психологической помощи РУДН с жалобами на симптомы депрессии и психологические трудности, приводящие к нарушениям адаптации. Выборка включала студентов из Нигерии, Чада, Ганы, Ботсваны, Танзании, Зимбабве и Сьерра-Леоне, среди которых было 39 женщин и 32 мужчины.

Для Цитирования:
Артемьева М.С., Шадрикова А.Д., Лазукова А. Г., Соколов В.П., Данилина Н.О., Анализ эффективности различных видов лечения депрессии у иностранных студентов из стран Африки. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: