По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-01-2405-07

Анализ эффективности различных видов лечения депрессии у иностранных студентов из стран Африки

Марина Станиславовна Артемьева доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: msartemieva@mail.ru, ORCID ID: 0000-0002-8713-1438
Алёна Дмитриевна Шадрикова ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: dr.alenashadrikova@mail.ru, ORCID ID: 0009-0002-0582-3068
Анастасия Геннадьевна Лазукова старший преподаватель кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: anastasia.lazukova@mail.ru, ORCID ID: 0000-0002-5070-6680
Владимир Павлович Соколов ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: sokolov-vp@pfur.ru, ORCID ID: 0000-0002-7215-4987
Наталья Олеговна Данилина аспирант кафедры госпитальной терапии с курсом эндокринологии, гематологии и клинической лабораторной диагностики, ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail colchicum1@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-9738-0668

В исследовании сравнивалась эффективность краткосрочной индивидуальной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психологического образовательного тренинга и медикаментозного лечения без психотерапии в снижении уровня депрессии у иностранных студентов-медиков из стран Африки. Методы: В исследовании принял участие 71 студент 1–3 курсов из разных стран Африки. Они были разделены на три группы по лечебной тактике: 1) КПТ; 2) медикаментозное лечение антидепрессантами класса СИОЗС; 3) психообразовательный тренинг. До и после лечения измерялись уровни депрессии (шкала Бека) и стресса (PSM-25). Удовлетворенность лечением оценивалась по шкале Ликерта. Результаты: Психотерапия значительно превосходила медикаментозное лечение и психообразовательный тренинг в снижении уровней депрессии (p≤0,01) и стресса (p≤0,01). Между медикаментозным лечением и психообразовательным тренингом значимых различий не выявлено. Удовлетворенность психотерапией была выше, чем медикаментозным лечением (p≤0,01).\ Выводы: Краткосрочная индивидуальная КПТ эффективнее медикаментозного лечения и психообразовательного тренинга снижает симптомы депрессии и дистресса у иностранных студентов-медиков из Африки. Приверженность к немедикаментозным методам и их субъективная оценка была выше, чем к фармакотерапии антидепрессантами.

Литература:

1. Depression in Medical Students Research Group., Zatt, W. B., Lo, K. et al. Pooled prevalence of depressive symptoms among medical students: an individual participant data meta-analysis. BMC Psychiatry 23, 251 (2023). https://doi.org/10.1186/ s12888-023-04745-5

2. Juul, S., Poulsen, S., Lunn, S. et al. Short-term versus long-term psychotherapy for adult psychiatric disorders: a protocol for a systematic review with meta-analysis and trial sequential analysis. Syst Rev 8, 169 (2019). https://doi.org/10.1186/s13643-019-1099-0

3. V. V., Ruzhenkova. (2018). Educational stress as a factor of the risk of formation of additive behavior, alert and depressive disorders in foreign medical students. 4 (2):55–68. doi: 10.18413/2313-8955-2018-4-2-0-6

4. Dardas LA, Xu H, Franklin MS, et al. Cognitive behavioural therapy and medication for treatment of adolescent depression: a network meta-analysis. Behavioural and Cognitive Psychotherapy. 2023;51 (3):230–245. doi:10.1017/S1352465822000662Psychological interventions implementation manual: integrating evidence-based psychological interventions into existing services. Geneva: World Health Organization; 2024. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. available at https://www.who.int/publications/i/item/9789240087149

5. Sinaiko, V., Korovina, L., & Radchenko, T. (2020). CBT of Anxiety and Depressive Disorders in Foreign Medical Students. Psychological Counseling and Psychotherapy, (13), 38–42. https://doi.org/10.26565/2410-1249-2020-13-04

6. Ruzhenkova, Victoria. (2018). Educational stress as a factor of the risk of formation of additive behavior, alert and depressive disorders in foreign medical students. Research Result Medicine and Pharmacy. 4. 55–68. 10.18413/2313-8955-2018-4-2-0-6.

7. Vadym, Sinaiko., Liliia, Korovina., Tetiana, Radchenko. (2020). CBT of Anxiety and Depressive Disorders in Foreign Medical Students. 38–42. doi: 10.26565/2410-1249-2020-13-04

8. Pernille, Pedersen., Hans, Jørgen, Søgaard., Merete, Labriola., Ellen, A., Nohr., Chris, Jensen. (2015). Effectiveness of psychoeducation in reducing sickness absence and improving mental health in individuals at risk of having a mental disorder: a randomised controlled trial. BMC Public Health, 15 (1):763–763. doi: 10.1186/S12889-015-2087-5

9. Nevin, Günaydin. (2021). Effect of group psychoeducation on depression, anxiety, stress and coping with stress of nursing students: A randomized controlled study.. Perspectives in Psychiatric Care, doi: 10.1111/PPC.12828

Депрессия и дистресс являются распространенными проблемами среди иностранных студентов-медиков, сталкивающихся с трудностями адаптации к новой среде [1, 2, 3]. Существуют различные терапевтические подходы, включающие когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), психологическое образование и медикаментозное лечение. Однако сравнительная эффективность этих методов у данной популяции остается недостаточно изученной [4].

Это исследование направлено на сравнение эффективности краткосрочной индивидуальной КПТ, психологического образовательного тренинга и медикаментозного лечения без психотерапии в снижении симптомов депрессии, уровня дистресса и дезадаптации у иностранных студентов-медиков из стран Африки. Результаты могут помочь в разработке целенаправленных интервенций для улучшения психического здоровья и адаптации у этой уязвимой группы учащихся.

Целью данного исследования было проведение сравнительного анализа эффективности трех методов лечения депрессии и расстройств адаптации у иностранных студентов-медиков из стран Африки: краткосрочной индивидуальной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), психологического образовательного тренинга и медикаментозного лечения без психотерапевтического вмешательства. Основными задачами исследования являлись оценка влияния каждого из методов на уменьшение выраженности основных депрессивных симптомов, снижение уровня дистресса и улучшение адаптации студентов к новым условиям обучения и проживания.

Методы: для проведения данного исследования была отобрана выборка из 71 иностранного студента 1–3-х курсов Медицинского института РУДН в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на английском языке. Участники исследования самостоятельно обратились за помощью в кабинет психологической помощи РУДН с жалобами на симптомы депрессии и психологические трудности, приводящие к нарушениям адаптации. Выборка включала студентов из Нигерии, Чада, Ганы, Ботсваны, Танзании, Зимбабве и Сьерра-Леоне, среди которых было 39 женщин и 32 мужчины.

Для Цитирования:
Марина Станиславовна Артемьева, Алёна Дмитриевна Шадрикова, Анастасия Геннадьевна Лазукова, Владимир Павлович Соколов, Наталья Олеговна Данилина, Анализ эффективности различных видов лечения депрессии у иностранных студентов из стран Африки. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: