По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.42:629.4.054, 625.28

Анализ эффективности использования локомотивов электрической тяги на равнинном участке железной дороги

Аблялимов О. С. канд. техн. наук, профессор, кафедра локомотивов и локомотивного хозяйства, ст. научный сотрудник, Ташкентский государственный транспортный университет им. И. Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан, e-mail: o.ablyalimov@gmail.com

Представлены результаты исследований по обоснованию энергетических показателей перевозочной работы локомотивов электрической тяги без остановок и с остановками на виртуальном равнинном участке железной дороги. Для реализации поставленной цели исследований были выполнены тяговые расчеты, опираясь на разработанные математические модели ведения грузовых поездов одним из локомотивов электрической тяги, основу которых составило известное дифференциальное уравнение движения поезда, решение которого осуществлялось графическим методом. Результаты исследований получены в виде табличных данных, графических зависимостей и уравнений регрессий, предназначенных для определения основных показателей перевозочной работы локомотивов электрической тяги на виртуальных и идентичным им реальных равнинных участках железной дороги, и рекомендуются для внедрения в практику работы специалистов локомотивного комплекса узбекских железных дорог.

Литература:

1. Алексеева Т.Л. Модернизация тягового электропривода электровозов [Текст] / Т.Л. Алексеева, Н.Л. Рябченок, Л.А. Астраханцев, Н.Л. Михальчук // Сборник материалов VI Международной научно-технической конференции «Локомотивы. XXI век» / Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I. — СПб., 2018. — Т. 2. — С. 44–50.

2. Савоськин А.Н. Система принудительной коммутации выпрямительно-инверторного преобразователя электровоза переменного тока [Текст] / А.Н. Савоськин, В.В. Литовченко, Д.И. Болдин // Сборник материалов VI Международной научно-технической конференции «Локомотивы. XXI век» / Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I. — СПб., 2018. — Т. 2. — С. 50–55.

3. Ельшибеков А.М. Разработка принципиальной схемы реостатного тормоза электровоза ВЛ80С с применением накопителей электроэнергии [Текст] / А.М. Ельшибеков, М.О. Мусабеков, Г.К. Аширбаев // Сборник материалов VI Международной научно-технической конференции «Локомотивы. XXI век» / Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I. — СПб., 2018. — Т. 2. — С. 169–174.

4. Черемисин В.Т. Оценка влияния параметров графика движения поездов на расход и потери электроэнергии на тягу поездов на участках I и II типа профиля [Текст] / В.Т. Черемисин, В.Л. Незевак, С.С. Саркенов // Материалы V Международной научно-технической конференции «Локомотивы. XXI век» / Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I. — СПб., 2017. — С. 371–381.

5. Natesan P. Compensation of Power Quality Problems in Traction Power System Using Direct Power Compensator [Text] / P. Natesan, G. Madhusudanan / IEEE International Conference on Innovations in Engineering and Technology. — 2014. — Vol. 3. — N 7. — Pp. 277–280.

6. Bueno A. Harmonic and unbalance compensation based on direct power control for electric railway systems [Text] / A. Bueno, J. Aller and others / IEEE Transactions on power electronics. — 2013. — Vol. 28. — N 12. — Pp. 5823–5831.

7. Аблялимов О.С. Оценка эффективности перевозочной работы электровозов 3ВЛ80С на участке Каттакурган — Навои Узбекской железной дороги [Текст] // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» / Иркутский филиал Московского гос. тех. ун-та гражданской авиации. — Иркутск, 2018. — № 4 (19). — С. 35–50.

8. Аблялимов О.С. Тяговые расчеты для электровозов 3ВЛ80С на равнинном участке железной дороги [Текст] / О.С. Аблялимов, С.Т. Зоирхонов, А.Х. Насуллаев, М.М. Ташпулатов, Т.Т. Шодиев, З.М. Махкамов // Сборник статей по материалам ХIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в науке и практике» (10 декабря 2018 г., г. Самара). В 4 ч. Ч.1. — Уфа: Изд. Дендра, 2018. — С. 50–63.

9. Аблялимов О.С. К использованию электровозов 3ВЛ80С на равнинном участке железной дороги [Текст] / О.С. Аблялимов, С.Т. Зоирхонов, А.Х. Насуллаев, С.И. Эркинов, Ш.М. Искандаров, Ф.О. Хабибуллаев // Сборник статей по материалам ХIII Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки в современном мире» (14 декабря 2018 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч. 1. — Уфа: Изд. Дендра, 2018. — С 27–39.

10. Аблялимов О.С. К эксплуатации электровозов 3ВЛ80С на равнинном участке железной дороги [Текст] // Universum: технические науки: электронный научный журнал. — 2020. — № 7 (76). — URL: https://7universum.com/ru/tech/ archive/item/10620 (дата обращения: 26.08.2020). — С. 59–67.

11. Кузьмич В.Д. Теория локомотивной тяги [Текст] / В.Д. Кузьмич, В.С. Руднев, С.Я. Френкель // Учебник для вузов железнодорожного транспорта. — М.: Маршрут, 2005. — 448 с.

12. Деев В.В. Тяга поездов [Текст] / В.В. Деев, Г.А. Ильин, Г.С. Афонин // Учеб. пособие для вузов. — М.: Транспорт, 1987. — 264 с.

13. Аблялимов О.С. К анализу эффективности использования электровозов 3ВЛ80С на равнинном участке железной дороги [Текст] / О.С. Аблялимов, И.С. Камалов, М.З. Мухитдинов // Международная научнопрактическая конференция «Повышение энергетической эффективности наземных транспортных систем» / Омский гос. ун-т путей сообщения. — Омск, 2014. — С. 47–49.

14. Васько Н.М. Электровоз 3ВЛ80С [Текст] / Н.М. Васько, А.С. Девятков, А.Ф. Кучеров // Руководство по эксплуатации. — М.: Транспорт, 1990. — 454 с.

15. Аблялимов О.С. Основы управления локомотивов [Текст] / О.С. Аблялимов, Э.С. Ушаков // Учебник для профессиональных колледжей железнодорожного транспорта. — Ташкент: Davr, 2012. — 392 с.

16. Правила тяговых расчетов для поездной работы [Текст] // Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта. — М.: Транспорт, 1985. — 287 с.

17. Аблялимов О.С. К анализу тяговых расчетов на новых участках ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари» [Текст] / О.Т. Касымов, О.С. Аблялимов // VIII научно-техническая конференция по проблемам наземных транспортных систем / Ташкентский ин-т инж. ж.-д. транспорта. Ч. II. — Ташкент, 2008. — С. 94–98.

18. Аблялимов О.С. К обоснованию параметров основных показателей использования электровозов 3ВЛ80С на равнинном участке железной дороги [Текст] / О.С. Аблялимов, М.З. Мухитдинов // Материалы II Международной научно-технической конференции «Локомотивы. XXI век» / Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I. — СПб., 2014. — С. 213–217.

В настоящее время обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта во многом определяется качественным уровнем обновления и эксплуатации парков подвижного состава, модернизации и усиления инфраструктуры сопутствующей организации перевозочного процесса с учетом совершенствования системы регулирования и управления таковым, а также развития технической базы ремонтного производства всех видов (типов) транспортных средств.

Для реализации сказанного и проведения технически грамотной и корректной политики в локомотивном комплексе железнодорожной отрасли необходимо проведение научных исследований по нормативно-методологической базе, направленной на обоснование параметров основных показателей эксплуатационной готовности, надежности, безопасности и ресурса тягового подвижного состава с учетом инфраструктуры железнодорожного транспорта, связанной с организацией перевозочного процесса.

Достаточно отметить, что повышение пропускной и провозной способности электрических железных дорог, в т. ч. узбекских, можно обеспечить посредством увеличения перевозимого объема грузов и количества пассажиров, а также путем внедрения в практику работы железных дорог перспективных ресурсосберегающих технологий по реализации грузовых и пассажирских перевозок.

Поэтому разработка и использование оптимальных режимов управления тяговым электрическим подвижным составом при реализации железнодорожных перевозок грузов с соблюдением безопасности движения поездов и экономного расходования энергетических ресурсов на тягу поездов только усилит эксплуатационную деятельность и мощность электрифицированных участков железных дорог.

В этой связи, теоретические и экспериментальные исследования, которые проводятся на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ТГТУ, направлены на обоснование параметров основных показателей движения грузовых поездов, перевозочной работы и эффективности использования магистральных грузовых локомотивов электрической тяги в разнообразных условиях эксплуатации.

Для Цитирования:
Аблялимов О. С., Анализ эффективности использования локомотивов электрической тяги на равнинном участке железной дороги. Железнодорожник. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: