В целях выявления проблемных бизнес-процессов в компании изначально необходимо построить модель всех бизнес-процессов, где они условно были бы разбиты на процессы управления, основные и обеспечивающие процессы. Сделаем это на примере рассматриваемой компании ООО «СЕАМ» (рис. 1).
ООО «СЕАМ» является дистрибьютором итальянской пряжи премиум-класса на территории России. Бренд существует с 2010 года, однако в 2018 году компания была реорганизована. Отличительной особенностью компании является дистрибуция импортной пряжи высокого качества под собственными брендами SEAM и SEAM Exclusive. В ассортименте компании представлено более 130 видов пряжи, каждая из которых может иметь до 40 различных цветов, суммарный объем артикулов превышает 2500 штук. Основное направление дистрибуции — опт, однако имеются как собственный физический розничный магазин в Москве, так и розничный интернет-магазин.
Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля текстильной продукцией. Помимо оптовой торговли, компания занимается розничной торговлей в небольших объемах. Штат сотрудников составляет 23 человека, большую часть которых составляет отдел продаж. Вспомогательным (внутренним) процессом является фасовка неупакованной и необработанной продукции.
Можно выделить три типа клиентов ООО «СЕАМ»:
1) розничные торговые точки;
2) локальные оптовые дистрибьюторы в регионах страны;
3) физические лица.
Далее расставим приоритизацию бизнес-процессов (красным выделены критически важные процессы, которые реализуются недостаточно эффективно) [4, с. 94].
Таким образом, в результате приоритизации были выявлены восемь основных групп процессов, которые осуществляются в компании недостаточно эффективно:
процесс № 1 — управление складским хозяйством;
процесс № 2 — управление маркетингом и интернет-продвижением;
процесс № 3 — продажа продукции оптовым поставщикам в результате сбоев в управлении складской деятельностью;
процесс № 4 — продажа продукции розничным поставщикам в результате сбоев в управлении складской деятельностью и плохо отлаженной работы с розничными покупателями в целом;