Московский метрополитен представляет собой одну из сложнейших механических систем, созданных человеком.
С одной стороны, метрополитен – это транспортная система, связанная с перевозками пассажиров, включающая сеть железнодорожных путей, парк поездов, стрелочных приводов, тоннелей и т. д.
С другой, метрополитен – особый технический агрегат, с единым «живым» механизмом в форме «железных шестеренок» и «интеллектуальным» пультом управления, который задает звеньям четкость, слаженность и оперативность.
Неправильный ход «одной шестеренки» негативно влияет на все остальные элементы цепи, и это приводит к сбою.
Московское метро было открыто 15 мая 1935 года [1], что почти на 20 лет позже того, как Агнер Эрланг начал закладывать азы теории массового обслуживания, изучая нагрузку (потоки событий) на телефонную линию [2].
Можно ли рассмотреть метро с точки зрения теории массового обслуживания?
[3] Безусловно. Ведь теория массового обслуживания анализирует системы, которые состоят изпотоков требований на обслуживание, характеризующиеся также длительностью ожидания обслуживания и длиной очередей [4].
Таким образом, метро будет представлять собой систему, характеризующуюся потоком пассажиров, состоящим из нагрузки как на одну линию метро, так и на все линии в целом, длительностью пребывания на линии и вероятностью бесперебойной работы.
Представляется целесообразным для анализа метро как системы выделить следующие характеристики:
- математическое ожидание «сбоя» на линии метро (на определенной линии);
- – математическое ожидание «сбоя» в целом в метро (агрегированный показатель, включающий общую интенсивность сбоев на всех линиях);
- – вероятность безотказной работы на линии метро;
- – общее количество сбоев на линии метро.
Самой важной характеристикой будет являться, разумеется, количество сбоев на линии. Сделаем оговорку, что под сбоем мы будем подразумевать сбой, который занимает более 2-х мин.