Нерыбные морепродукты — все съедобные, добытые из Мирового океана гидробионты животного и растительного происхождения, за исключением позвоночных животных (рыб и китов). К морепродуктам относятся различные виды моллюсков (устрицы, мидии, осьминоги, кальмары и др.), ракообразных (креветки, крабы и омары) и иглокожих (морские ежи), а также водоросли [1].
В ассортименте продовольственных товаров морепродукты пользуются популярностью, а также часто считаются деликатесами. Морепродукты содержат полезные для здоровья вещества, прекрасно усваиваются нашим организмом и практически не имеют противопоказаний. Они отличаются высоким содержанием белка и низкой калорийностью. В морепродуктах много полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, витаминов: A, E и группы B, а также йода, кальция, железа, фосфора, калия, цинка и селена. Они уменьшают риск развития рака, улучшают работу мозга, укрепляют стенки кровеносных сосудов и снижают уровень вредного холестерина в крови.
Категорию морепродуктов в практике торговли подразделяют на следующие субкатегории:
• креветки;
• кальмары;
• морской коктейль;
• пресервы из морепродуктов;
• морепродукты сушеные;
• морская капуста.
Торговый ассортимент категории нерыбных морепродуктов исследован недостаточно, в том числе не выявлены показатели ассортимента, структура видового ассортимента, а также ассортиментная политика торговых организаций.
Цель данного исследования — провести обследование категорийного ассортимента нерыбных морепродуктов, определить его показатели, проанализировать ассортиментную политику трех магазинов розничных торговых сетей по категории «нерыбные морепродукты».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
• обследование торгового ассортимента категории нерыбных морепродуктов в трех магазинах современного формата;
• расчет показателей торгового ассортимента: полноты, глубины, устойчивости, новизны, гармоничности и их коэффициентов, а также структуры видового ассортимента субкатегорий нерыбных морепродуктов;