В современной розничной торговле перспективным трендом формирования ассортимента является применение Концепции категорийного менеджмента, согласно которому все товары ассортиментной матрицы магазина подразделяются по функциональному и/ или социальному назначению на товарные категории, а последние на субкатегории. В ассортименте продовольственных товаров важнейшее место занимает категория «кондитерские товары», в которой можно выделить следующие субкатегории: конфеты, шоколад, карамель, мучные кондитерские изделия (печень, вафли, бисквиты, галеты и пр.)
Субкатегория кондитерских изделий «конфеты» занимает значительное место в ассортименте розничных торговых организаций, о чем свидетельствует большое количество наименований, торговых марок и их модификаций.
Нами проведено обследование ассортимента конфет в четырех торговых сетях г. Москвы: «Перекресток», «Азбука вкуса», «Дикси», «Магнит» в 2017 и 2018 гг. Обследование носило точечный характер — один раз в год (в сентябре 2017 г. и октябре 2018 г.).
Цель исследования — анализ ассортиментной политики торговых сетей по субкатегории «конфеты» на основе основополагающих показателей ассортимента.
Объект исследования — ассортимент конфет магазинов «Перекресток», «Азбука вкуса», «Дикси», «Магнит».
При обследовании применялся регистрационный метод для определения показателей: действительная и базовая полнота, действительная глубина, устойчивость, новизна и расчетный метод для определения показателей: коэффициенты полноты, устойчивости, новизны, рациональности, а также структура ассортимента (по наименованиям). Коэффициенты весомости для расчета коэффициента рациональности устанавливались экспертным методом путем опроса экспертов.
Для обследования были выбраны современные форматы магазинов торговых сетей, относящихся к разным классам: премиум — «Азбука вкуса», мидл — «Перекресток», экономкласс — «Дикси» и «Магнит».
Классификация ассортимента конфет на виды произведено на основе товарных субкатегорий, принятых в торговых организациях.