По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.895.4–02:616.98:578.834.1 [61:378] –057.875 (045)

Анализ аспектов развития тревожных и депрессивных расстройств среди студентов высших медицинских учебных заведений, перенесших COVID-19

А.С. Нилова ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, Россия
Н.В. Филиппова ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, Россия
Ю.Б. Барыльник ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, Россия
И.А. Глушаков ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, Россия
В.Д. Глушакова ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, Россия

Изучение тревожных и депрессивных расстройств не теряет своей актуальности в течение многих десятилетий, и еще более актуализируется в связи с возможностью их развития после перенесенных заболеваний, вызванных новыми инфекционными агентами. В настоящее время тревожно-депрессивные расстройства можно отнести не только к общемедицинской, но и к социальной проблеме. Данные расстройства влияют на все стороны жизни пациента и нарушают его социальную адаптацию. Тревога и депрессия являются наиболее распространенными психическими расстройствами, характеризующимися высокой заболеваемостью и ставшими серьезной проблемой в области здравоохранения во всем мире. Целью данной работы было проведение анализа возможности развития депрессии и тревоги у обучающихся медицинских вузов, перенесших коронавирусную инфекцию. Результаты проведенного исследования подтвердили возможную взаимосвязь развития тревожных и депрессивных расстройств в течение года после перенесенного инфекционного заболевания COVID-19, вызванного SARS-CoV-2, среди обучающихся в высших медицинских учебных заведениях.

Литература:

1. Смулевич А. Б., Сыркин А. Л., Дробижев М. Ю., Иванов С. В. Психокардиология. — М., 2005. — 784 с.

2. Нехорошкова А.Н., Большевидцева И.Л. Нейробиологические предпосылки формирования тревожных состояний. Вестник САФУ. Сер.: «Медико-биологические науки». — 2016; 3: 24–36.

3. Давыдов Е.Л. Значение тревожных и депрессивных состояний у больных старших возрастных групп с артериальной гипертензией. Успехи геронтологии. — 2012; 25 (3): 442–447.

4. Оганов Р.Г., Погосова Г. В., Шальнова С. А., Деев А. Д. Депрессивные расстройства в общемедицинской практике по данным исследования КОМПАС: взгляд кардиолога. Кардиология. — 2005; 8: 37–43.

5. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине / руководство для врачей. М., Медицинское информационное агентство, 2001. — 782 с.

6. Чазов Е.И., Оганов Р.Г., Погосова Г.В. и др. Клинико- эпидемиологическая программа изучения депрессии в кардиологической практике у больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца (КООРДИНАТА): результаты многоцентрового исследования. Кардиология. — 2007; 3: 28–37.

7. Шальнова С.А., Евстифеева С. Е., Деев А.Д. и др. Распространенность тревоги и депрессии в различных регионах Российской Федерации и ее ассоциации с социально-демографическими факторами (по данным исследования ЭССЕ-РФ). Терапевтический архив. — 2014; 12: 52–59.

8. Iqbal S., Gupta S., Venkatarao E. Stress, anxiety & depression among medical undergraduate students & their socio-demographic correlates. Indian J.Med. Res. — 2015; 141 (3): 354–357.

9. Hardeman R.R., Perry S.P., Phelan S.M. et al. Racial Identity and Mental Well-Being: The Experience of African American Medical Students, A Report from the Medical Student CHANGE Stud.J. Racial and Ethnic Health Disparities. — 2016; 3: 250–258.

10. Hardeman R.R., Przedworski J.M., Burke S. E. et al. Mental Well-Being in First Year Medical Students: A Comparison by Race and Gender: A Report from the Medical Student CHANGE Study. Journal of racial and ethnic health disparities. — 2015; 2 (3): 403–413.

11. Hope V., Henderson M. Medical student depression, anxiety and distress outside North America: a systematic review. Med Educ. — 2014; 48 (10): 963–979.

12. Slavin S.J., Chibnall J. T. Finding the Why, Changing the How: Improving the Mental Health of Medical Students, Residents, and Physicians. Acad Med. — 2016; 91 (9): 1194–1196.

13. Wege N., Muth T., Li J., Angerer P. Mental health among currently enrolled medical students in Germany. Public Health. — 2016; 132: 92–100.

14. Yaskevich R.A., Khamnagadaev I. I., Dereviannikh Ye.V. et al. Anxiety-depressive disorders in elderly migrants of the far north in the period of readaptation to new climatic conditions. Advances in Gerontology. — 2015; 5 (3): 157–162.

15. Гаврилова Е.С., Яшин Д.А., Яшина Л.М. Распространённости тревоги и депрессии среди студенческой молодёжи и ее ассоциации с основными факторами риска хронических неинфекционных заболеваний. Современные проблемы науки и образования. 2015; 5. — Режим доступа: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22163 Дата обращения: 22.02.2022

16. Коронавирусные инфекции. — Режим доступа: https://www.who.int/csr/disease/coronavirus_ infections/ru/ Дата обращения: 05.03.2022

17. Соловьева Н.В., Макарова Е.В., Кичук И.В. «Коронавирусный синдром»: профилактика психотравмы, вызванной COVID-19. Российский медицинский журнал. — 2020; 9: 18–22.

18. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Карабанова Е.В., Егорова С.О. Влияние коронавирусной инфекции на детей и подростков с психическими расстройствами. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2021; 9: 658–666.

19. Паническое, смешанное тревожное и депрессивное, адаптационное и психическое… Какие бывают расстройства в условиях COVID-19. — Режим доступа: https://virtualbrest.ru/news96862.php Дата обращения: 18.03.2022

20. Филиппова Н.В., Шульдяков А.А., Барыльник Ю.Б., Ляпина Е.П., Колоколов О.В., Колоколова А.М., Рамазанова К.Х., Решетников А.А., Федоров А.А. Метаболическая поддержка пациентов с легкими (додементными) когнитивными расстройствами, перенесших COVID-19. Экспериментальная и клиническая фармакология. — 2021; 84 (12): 3–8.

21. Корабельникова Е.А. Тревожные расстройства в условиях пандемии COVID-19. Медицинский вестник Северного Кавказа. — 2021; 16 (1): 79–85. doi: 10.14300/mnnc.2021.16022

22. Tajalli P., Ganbaripanah A. The relationship between daily hassles and social support on mental health of university students. Procedia. Social and Behavioral Science. — 2010; 5: 99–103.

23. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Ильина Е.С. Психопатологическая характеристика и профилактика тревожно-депрессивных расстройств у студентов медицинского вуза. Психическое здоровье. — 2020; 4: 56–62.

24. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Мирошниченко А.С. Психопатологическая характеристика невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств у студентов СГМУ им. В.И. Разумовского. Психическое здоровье. — 2021; 8: 24–29.

25. Проскурякова Л.А. Здоровье сбережение в системе высшего образования. Здоровье студента. — 2012; 6: 80–83.

26. Дацишин П. Т., Николаенко О.А., Стельмащук П.О. Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе. X International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education» 07–08.02.2016 г. Бостон, США.

Изучение тревожных и депрессивных расстройств не теряет своей актуальности в течение многих десятилетий. Согласно данным социологических исследований распространенность тревожных расстройств в общей популяции достигает 30 % [1]. Тревожные расстройства представляют собой не только значительную общемедицинскую, но и социальную проблему современного общества, поскольку влияют на все стороны жизни пациента и нарушают его социальную адаптацию. По некоторым данным с жалобами на тревожные расстройства различного генеза обращаются от 12 до 70 % пациентов амбулаторной сети [2]. Тревога и депрессия являются наиболее распространенными психическими расстройствами, характеризующимися высокой заболеваемостью и ставшими серьезной проблемой в области здравоохранения как в России [3, 4, 5, 6, 7], так и за рубежом [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. В настоящее время от депрессии в мире страдает 350 миллионов человек всех возрастных групп, и, согласно прогнозам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2030 году депрессия станет второй по значимости причиной инвалидности и смертности населения [12, 15]. Доказано, что такие факторы, как стресс, тревога и депрессия тесно связаны с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. Известно, что ряд коронавирусов способен вызывать у человека респираторные инфекции в диапазоне от легкой формы до более серьезных состояний, таких как ближневосточный респираторный синдром (БВРС) и тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) [16]. Также отмечено, что заболевание COVID-19, вызванное SARS-CoV-2, обладает высоким инфекционным потенциалом. Не исключено, что одним из осложнений перенесенной коронавирусной инфекции может являться развитие как собственно тревожных и депрессивных расстройств, так и ряда других психических нарушений. В связи с этим многие клиницисты, рассматривая тему психических расстройств, отмеченных в условиях пандемии COVID-19, выделяют «коронавирусный синдром», под которым понимают психическое расстройство в рамках реакции на пандемию COVID-19 [17, 18]. Среди таких реакций отмечают развитие тревожных расстройств, депрессии, нарушение общей работоспособности, диссомнические расстройства. В значительной степени возникновение этих проявлений обусловлено воздействием мощного стресса, связанного с высоким уровнем тревоги и неопределенности в связи с риском заражения и заболевания, резким изменением стиля жизни и привычек, большим количеством противоречивой информации, опасением за близких, изменениями в социальной жизни. Кроме того, установлено, что у лиц, перенесших COVID-19, повышается уровень тревоги, усугубляющийся развитием гипоксии и явлений интоксикации [19, 20]. Были выделены группы риска: пациенты с наличием психических расстройств, медицинские работники, пациенты, перенесшие коронавирусную инфекцию в тяжелых формах, лица, потерявшие родственников и близких, а также лица, оказавшиеся в неблагоприятной социальной обстановке в связи с потерей работы и финансовыми трудностями [21].

Для Цитирования:
А.С. Нилова, Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, И.А. Глушаков, В.Д. Глушакова, Анализ аспектов развития тревожных и депрессивных расстройств среди студентов высших медицинских учебных заведений, перенесших COVID-19. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала