По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 DOI:10.33920/med-17-2508-03

Амортизация в бюджетных учреждениях: новый федеральный стандарт, возможные риски и рекомендации по их минимизации

Л.А. Чайковская Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия

Разнородность учетных подходов в различных бюджетных учреждениях, отсутствие единого методического подхода к признанию, оценке и начислению амортизации, а также сложности с корректным отражением этих данных в отчетности и повышенные риски ошибок и несоответствий, приводящие к претензиям со стороны контролирующих органов, стали ключевыми факторами, обусловившими необходимость принятия нового федерального стандарта «Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов». Актуальность исследования обусловлена переходом бюджетных учреждений на новый федеральный стандарт бухгалтерского учета, что влечет за собой кардинальные изменения в порядке начисления и отражения амортизации начиная с 2026 года. При осуществлении исследования использовались методы анализа, группировки, сравнения и обобщения. Предлагаемая статья раскрывает особенности, связанные с амортизацией в бюджетных учреждениях в контексте перехода на новый федеральный стандарт. В рамках статьи анализируются возможные риски, возникающие в ходе внедрения Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных финансов в части амортизации. Сделан вывод о том, что переход на новый федеральный стандарт, направленный на упрощение и стандартизацию учетных и отчетных процедур в бюджетных учреждениях, в том числе в части амортизации, представляет собой сложный и многоаспектный процесс, связанный с существенными изменениями в нормативной базе, а также с техническими и организационными вызовами, требующими тщательного планирования адаптации учета. Результаты исследования будут интересны практикующим специалистам в области учета бюджетных учреждений, а также научному сообществу, занимающемуся исследованиями в бюджетной сфере.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 30.08.2024 № 121н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов”».

2. Чайковская Л.А. Новые федеральные стандарты в учете бюджетных учреждений // Бухучет в здравоохранении. — 2025. — № 4 (280). — С. 15–23.

3. Вахрушина М.А. Управленческий учет как современная учетная парадигма бюджетных учреждений // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — № 1. — С. 74–89.

4. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

6. Письмо Минфина России от 30.06.2025 № 02-07-08/63940 «Методические рекомендации по применению СГС “Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов”».

7. Минфин России подготовил методичку по применению стандарта единого плана счетов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/news/1828899/ (дата обращения: 05.07.2025).

8. Начисление амортизации: неожиданные трудности применения обновленной Инструкции № 157н [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/news/162 6173/?ysclid=mcvv6nxptv503234654 (дата обращения: 05.07.2025).

1. Order of the Ministry of Finance of Russia dated August 30, 2024 № 121n “On approval of the federal standard of accounting for public finances “Unified chart of accounts for accounting for public finances”.

2. Tchaikovskaya L.A. New federal standards in accounting for budgetary institutions // Accounting in healthcare. — 2025. — № 4 (280). — P. 15–23.

3. Vakhrushina M.A. Management accounting as a modern accounting paradigm for budgetary institutions // Accounting. Analysis. Audit. — 2016. — № 1. — P. 74–89.

4. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 01.12.2010 N 157n “On approval of the Unified Chart of Accounts for government bodies (government agencies), local government bodies, governing bodies of state extra-budgetary funds, state academies of sciences, state (municipal) institutions and the Instructions for its application”.

5. Federal Law “On Accounting” dated 06.12.2011 № 402-FZ.

6. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated June 30, 2025 № 02-07-08/63940 “Methodological recommendations for the application of the GSS “Unified Chart of Accounts for Accounting of Public Finances”.

7. The Ministry of Finance of Russia has prepared a guide to the application of the standard of the unified chart of accounts [Electronic resource]. — URL: https://www.garant. ru/news/1828899/ (date of access: 05.07.2025).

8. Depreciation calculation: unexpected difficulties in applying the updated Instruction No. 157n [Electronic resource]. — URL: https://www.garant.ru/news/1626173/?ysclid=mcvv6nxptv503234654 (date accessed: 05.07.2025).

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена переходом бюджетных учреждений на новый федеральный стандарт бухгалтерского учета, что влечет за собой кардинальные изменения в порядке начисления и отражения амортизации начиная с 2026 года.

Цель исследования: раскрыть особенности, связанные с амортизацией в бюджетных учреждениях в контексте перехода на новый федеральный стандарт.

Задачи исследования: показать новые подходы к начислению амортизации основных средств в условиях адаптации учета к новым требованиям.

Материалы и методы исследования. При проведении исследования применялись методы анализа, группировки, сравнения и обобщения.

Бюджетный процесс, охватывающий этапы формирования и исполнения бюджета, регулируется действующим законодательством и представляет собой ключевой элемент осуществления властных полномочий на всех уровнях государственного управления [1]. Эффективность финансовой деятельности государства определяется тем, насколько хорошо организован бюджетный процесс, как четко он осуществляется, а также наличием эффективных механизмов контроля и способности продолжать деятельность в условиях кризиса.

Поставленные государством задачи решаются посредством организации в бюджетных учреждениях бюджетного учета, предназначенного для создания учетной информации, необходимой для управления государственными финансами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации [2]. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается от учета в коммерческих организациях по своей специфике, используемому плану счетов и особенностям форматов представления отчетности. Происходящие изменения, трансформация экономической структуры и появление новых механизмов финансирования неизбежно отражаются на характере информации, формируемой в системе учета бюджетных учреждений.

Ведение бюджетного учета, выстроенного с учетом особенностей бюджетной системы государства, является неотъемлемой обязанностью каждого бюджетного учреждения. Учет предоставляет бюджетным учреждениям эффективные инструменты для удовлетворения разного рода потребностей в методах бюджетного планирования, являясь незаменимым механизмом для оптимизации процессов прогнозирования и формирования стратегии развития.

Для Цитирования:
Л.А. Чайковская, Амортизация в бюджетных учреждениях: новый федеральный стандарт, возможные риски и рекомендации по их минимизации. Бухучет в здравоохранении. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: