В XXI веке введение экономических санкций стало основным инструментом внешней политики индустриально развитых государств. Такие санкции позволяют данным странам успешно решать единую триаду целей: защиту национальных политических интересов, усиление позиций в борьбе за долю на платежеспособных рынках сбыта продукции и услуг посредством ослабления экономических возможностей конкурентов, углубление интеграции сторонников и зависимых государств. При этом такие санкции не требуют от этих стран огромных затрат: людских, материальных и финансовых ресурсов, зачастую задействовавшихся ранее для достижения политических и экономических целей военным путем. Кстати, справедливо будет добавить, что законодательство Российской Федерация также предусматривает возможность введения экономических санкций в отдельных случаях [1].
От всеобъемлющих санкций (эмбарго) под эгидой ООН, связанных как со сложностью их введения, так и мониторингом, цивилизованный мир постепенно пришел к необходимости более эффективных так называемых «умных» (smart) санкций. В настоящее время в США действуют 26 санкционных программ, из которых только шесть относятся ко всеобъемлющим, а все остальные — таргетированные. Хотя считается, что в условиях глобализации мировой экономики многосторонние санкции под эгидой ООН или ОБСЕ более эффективны (они наносят больший ущерб населению страны, против которой вводятся санкции), тем не менее, как показала практика, страдания народа в странах с авторитарными и вообще недемократическими режимами, находящихся под санкциями, еще никогда не приводили к достижению санкционных целей, т. е. изменению поведения соответствующих руководителей государства или проводимой ими политики, не говоря уже о смене режима.
В этой связи наиболее индустриально развитые государства мира пошли по пути усиления адресности экономических санкций, т. е. введения их в одностороннем порядке против конкретных юридических и физических лиц в тех секторах экономики, которые являются критически важными для руководства конкретной страны, подпадающей под санкции. А затем, используя свое влияние, добиваются поддержки введенных санкций со стороны своих союзников, партнеров и просто зависимых стран. Ярким примером такого подхода являются новые санкции США, принятые в отношении России, Ирана и Северной Кореи в августе 2017 г.