По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Американские санкции и задачи экономической и внешнеторговой политики России

Тетерятников Кирилл Семенович канд. юр. наук, руководитель группы независимых консультантов, академик, Международная академия менеджмента, член правления ВЭО 127006, г. Москва, ул. Петровка, стр. 2, E-mail: kteteryatnikov@yandex.ru

Статья посвящена анализу возможного влияния новых санкций США на экономику Российской Федерации, в первую очередь на ее промышленный и банковский секторы. Автор полагает, что, несмотря на минимальные риски этих санкций в краткосрочной перспективе, существует серьезная опасность постепенного накопления разрушительного воздействия международных санкций США, усиленных санкциями ЕС и Великобритании, в случае отсутствия решительных действий российского руководства по выводу экономики страны из кризиса. Основные риски для развития страны носят не внешний, а внутренний, системный характер, однако санкции вынужденно подталкивают руководство страны к принятию срочных и экстраординарных мер, которые способствовали бы переходу экономики России к инновационному пути развития. Нельзя изменить жизнь в стране, меняя только выборочные государственные институты и отрасли, не осуществляя комплексного подхода. В этой связи автор предлагает ряд мер, направленных на повышение эффективности государственного управления в сфере инноваций в промышленном и банковском секторах экономики c учетом действующих экономических санкций.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» // Российская газета. 10.01.2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/01/10/specmeridok.html (дата обращения: 24.09.2017).

2. H. R. 3364 — Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/ legislation/hr-3364-countering-americas-adversaries-through-sanctions-act.

3. The Criminal Finances Bill [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.gov.uk/government/publications/criminal-fi nances-bill-factsheets.

4. Усиление антироссийских санкций и мировой ТЭК // Энергетический бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. — 2017. — № 50. — С. 17.

5. Innovation competitions at Innovate UK [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/innovation-apply-for-a-funding-award#fi ndout-which-industries-innovate-uk-funds (дата обращения: 25.09.2017).

6. Круглова И. А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений // Ученые записки Международного банковского института. — 2015. — № 11 (2). — С. 152−156.

7. Дмитриева Н. И. Экономические санкции как инструмент политического давления // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 52. — С. 120–140.

8. Crozet М., Hinz J. Collateral damage: The impact of the Russia sanctions on sanctioning countries’ exports // VOX, 05 July 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://voxeu.org/article/impact-sanctions-russia-sanctioning-countriesexports (дата обращения: 24.09.2017).

В XXI веке введение экономических санкций стало основным инструментом внешней политики индустриально развитых государств. Такие санкции позволяют данным странам успешно решать единую триаду целей: защиту национальных политических интересов, усиление позиций в борьбе за долю на платежеспособных рынках сбыта продукции и услуг посредством ослабления экономических возможностей конкурентов, углубление интеграции сторонников и зависимых государств. При этом такие санкции не требуют от этих стран огромных затрат: людских, материальных и финансовых ресурсов, зачастую задействовавшихся ранее для достижения политических и экономических целей военным путем. Кстати, справедливо будет добавить, что законодательство Российской Федерация также предусматривает возможность введения экономических санкций в отдельных случаях [1].

От всеобъемлющих санкций (эмбарго) под эгидой ООН, связанных как со сложностью их введения, так и мониторингом, цивилизованный мир постепенно пришел к необходимости более эффективных так называемых «умных» (smart) санкций. В настоящее время в США действуют 26 санкционных программ, из которых только шесть относятся ко всеобъемлющим, а все остальные — таргетированные. Хотя считается, что в условиях глобализации мировой экономики многосторонние санкции под эгидой ООН или ОБСЕ более эффективны (они наносят больший ущерб населению страны, против которой вводятся санкции), тем не менее, как показала практика, страдания народа в странах с авторитарными и вообще недемократическими режимами, находящихся под санкциями, еще никогда не приводили к достижению санкционных целей, т. е. изменению поведения соответствующих руководителей государства или проводимой ими политики, не говоря уже о смене режима.

В этой связи наиболее индустриально развитые государства мира пошли по пути усиления адресности экономических санкций, т. е. введения их в одностороннем порядке против конкретных юридических и физических лиц в тех секторах экономики, которые являются критически важными для руководства конкретной страны, подпадающей под санкции. А затем, используя свое влияние, добиваются поддержки введенных санкций со стороны своих союзников, партнеров и просто зависимых стран. Ярким примером такого подхода являются новые санкции США, принятые в отношении России, Ирана и Северной Кореи в августе 2017 г.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семенович, Американские санкции и задачи экономической и внешнеторговой политики России. Международная экономика. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: