Как известно, алюминий-литиевые сплавы второго поколения марок 1420 и 1441, которые были разработаны еще в конце ХХ в., находят широкое применение при строительстве самолетов-амфибий Бе-103, Бе-200 и среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204. Также они используются в конструкциях некоторых изделий средств ПВО, ракетоносителей и военной авиационной техники.
Специалистами ФГУП «Всероссийский научноисследовательский институт авиационных материалов» (ФГУП «ВИАМ») разработаны алюминий-литиевые сплавы нового, третьего поколения В-1461 и В-1469 для отечественного авиастроения (см. рис.).
Разработанные новые сплавы легированы редкоземельными металлами и, как следствие, обладают повышенными прочностными характеристиками и устойчивостью к образованию трещин в условиях пониженной плотности в сравнении с традиционными алюминиевыми сплавами.
Полученные сплавы хорошо свариваются между собой, что, в свою очередь, впервые в отечественной практике позволило получить фрагмент сварной панели крыла, выполненного с помощью сварки «трением с перемешиванием». Применение новых сплавов совместно с прогрессивной технологией сварки позволило получить не только повышенные характеристики устойчивости конструкций, но и значительно, на 10–15 %, снизить их массу.
А на базе нового высокопрочного алюминийлитиевого сплава В-1469 удалось наконец реализовать концепцию гибридной панели крыла с использованием слоистых металлополимерных композиционных материалов. Проведенные технические испытания показали возможность улучшения весовой эффективности конструкций с применением новых сплавов при сохранении всех остальных эксплуатационных характеристик.
Специалисты ФГУП «ВИАМ» рекомендуют применять вновь полученные инновационные материалы для создания силовых конструкций перспективных изделий гражданской авиации и не только. Новые алюминий-литиевые сплавы наряду с полученными ранее материалами ФГУП «ВИАМ» позволят России создавать конкурентоспособные авиалайнеры, которые по своим летным характеристикам не будут уступать зарубежным аналогам.