Власти Алтайского края целенаправленно идут к тому, чтобы активнее подключать города и районы к работе по оказанию медицинской помощи населению. «Это не перекладывание ответственности, а понимание, что нужно объединить усилия», — заявил губернатор Виктор Томенко на коллегии минздрава, прошедшей в новом формате: на нее пригласили всех глав.
По закону за оказание медпомощи в крае отвечают власти региона, эти полномочия с местного уровня на краевой забрали еще в 2012 году. Тогда у медучреждений появился даже кураж, что они больше не подчиняются местным администрациям, рассказывал раньше Владимир Лещенко, глава профильного комитета краевого парламента. Он объяснял, что на централизацию пошли не от хорошей жизни — в крае оказался калейдоскоп моделей здравоохранения в разных муниципалитетах.
«Поэтому привели всех к одному знаменателю. Но, к сожалению, без необходимой поддержки. 10 лет истории — и можно возвращаться на исходную. Что получилось, то получилось», — говорил он.
«Полномочия забрали, а люди-то остались, — заявила на коллегии Светлана Агаркова, глава Алейского района и Совета муниципальных образований края. — От того, как в каждом муниципалитете организована работа по охране здоровья граждан, зависит общее политическое настроение людей».
Министр здравоохранения Дмитрий Попов назвал несколько причин, по которым сейчас вопрос участия местных властей поставили ребром.
Во-первых, выдохся ковид, который забирал все силы и ресурсы.
Во-вторых, стоит беспрецедентная для региона задача сократить смертность до 9,9 человека на тысячу населения, то есть сохранить дополнительно 13 тыс. жизней. Для сравнения, план на 2023 год, согласно опубликованному на сайте минздрава края документу, — достичь показателя смертности 16,5 человека на тысячу.
«Чтобы добиться таких демографических показателей, нужно находить решения, которых не было в крае. Серьезность вызова требует нетривиальных решений. Достичь результата только отраслевыми решениями невозможно», — сказал Попов.