По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Алкогольный судорожный синдром у авиационных специалистов гражданской авиации

Книга Виктор Владимирович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой авиационной и космической медицины ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, тел.: 8-964-718-62-16, e-mail: knigavv@gmail.com
Левин Олег Семёнович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, тел.: 8-910-429-376-89, e-mail: rmapo@rmapo.ru
Бирюкбаева Галина Николаевна кандидат медицинских наук, главный невролог-эксперт Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации, Москва, 125367, г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 7, тел.: 8-926-821-33-04, e-mail: medicine@avia.ru.
Калинина Марина Борисовна кандидат медицинских наук, психиатр-эксперт Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации, Москва, 125367, г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 7, тел.: 8-916-424-32-33, e-mail: medicine@avia.ru.

Анализ 221 случая пароксизмального расстройства сознания у авиационных специалистов подтвердил необходимость комплексной оценки: неврологической симптоматики, психологического состояния, психических отклонений, а также развившихся соматических нарушений. В сообщении описан клинический случай и диагностика впервые возникшего на фоне алкоголизации судорожного синдрома у действующего пилота гражданской авиации. Дифференциально-диагностические критерии в подобных ситуациях имеют свои особенности, а прогноз дальнейшего течения и исхода заболевания, а также принимаемые экспертные решения о профессиональной пригодности вызывают существенные затруднения.

Литература:

1. Бирюкбаева Г.Н. Пароксизмальные расстройства сознания среди авиационных специалистов // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2012. – №2. – С. 64-67.

2. Гофман А.Г. Клиническая наркология. – М.: Миклош, 2003. – 215 с.

3. Книга В.В. Оценка и прогнозирование психофизиологической готовности летчика к полету. Совершенствование врачебного контроля за летным составом. Сборник статей для авиационных врачей. – М.: Воениздат, 1993. – С. 52-57.

4. Портнов А.А., Пятницкая И.Н. Алкоголизация и эпилепсия. Клиника алкоголизма. – СПб.: Медицина, Ленинградское отделение, 1971. – 391 с.

5. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. – М.: Триада-Х, 2000. – 232 с.

6. Федеральные авиационные правила. Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации (ФАП МО ГА-2002). – М., 2002.

7. Яшкина И.В. Клиника алкоголизма у лиц с высоким уровнем социальной адаптации. Автореф. дисс. … канд. мед. наук. – М. 1995.

8. Maksic N., Vodnik T. et all. Carbohudrate-deficient transferring-a contemporary biomarker in comparison with traditional laboratory markers of chronic alcohol abuse. JMB 2010; 29:95-101.

9. МКБ-10: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. (Клинические описания и указания по диагностике). ВОЗ / под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. – СПб.: Адис, 1994. – 302 с.

Диагностика пароксизмальных нарушений сознания является сложной задачей, что обусловлено многими причинами. Прежде всего, это недостаточно полное и точное описание клинического приступа больными и их очевидцами, нередко плохая информированность медицинского персонала о клинических особенностях отдельных пароксизмальных состояний, а также преходящий характер нарушений и отсутствие объективной симптоматики в межприступный период, недостаточная информативность лабораторных и инструментальных методов исследования.

Особую актуальность указанная проблематика приобретает при ее возникновении у авиационных специалистов.

Каждый случай нарушения сознания у лиц летного состава гражданской авиации (ГА) во время полета или в период между полетами рассматривается авиационными властями как особое событие, которое может привести к непоправимым последствиям с точки зрения безопасности полетов.

Указанные нарушения сознания являются поводом для серьезного разбирательства со стороны авиационных властей, а также требуют обязательного стационарного обследования потерявшего сознание авиационного специалиста в отделении экспертизы летного состава Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА) с последующим внеочередным медицинским освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА.

При этом, наряду с комплексом лечебно-диагностических мероприятий, оценка в каждом конкретном случае этиологии и клиники имеет актуальное значение для правильной экспертной оценки, определения прогностических исходов и риска рецидивирования пароксизмального расстройства сознания [1].

В период с 2000 г. по настоящее время отмечен 221 эпизод потери сознания среди авиационных специалистов и проходивших стационарное обследование в отделении экспертизы и реабилитации летного состава ЦКБ ГА с последующим медицинским освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА. После тщательной оценки доклинического периода, подробного описания приступа, все эпизоды кратковременной потери сознания были разделены на: эпилептические приступы (29,17%) и случаи кратковременной потери сознания неэпилептического характера (70,83%).

Для Цитирования:
Книга Виктор Владимирович, Левин Олег Семёнович, Бирюкбаева Галина Николаевна, Калинина Марина Борисовна, Алкогольный судорожный синдром у авиационных специалистов гражданской авиации. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: