Стремительное развитие медицинской науки и индустрии, внедрение в сестринскую практику новейших медицинских технологий, оптимизация медицинской деятельности актуализируют поиск таких методов обучения, которые бы помогли слушателям освоить большой объем учебной информации за краткосрочное обучение, что характерно для дополнительного профессионального образования (ДПО). Решение обозначенной проблемы мы видим в алгоритмизации обучения, сущность которой заключается в реализации алгоритмического подхода в формировании компетенций у слушателей, при котором алгоритмы выступают как предмет, средство, и метод обучения.
Процесс алгоритмизации обучения как системы в нашем Центре начался с разработки алгоритмов медицинских процедур согласно принятому решению на очередном заседании республиканского профессионального методического объединения, состоявшегося в 2014 году, на котором присутствовали руководители сестринских служб, ведущие специалисты практического здравоохранения и смежных медицинских образовательных учреждений. Для консолидации работы в данном направлении по предложению учебно-методического отдела (далее — УМО) Центра было принято решение сформировать на добровольной основе целевые интегральные проблемно-творческие группы (ЦИПТГ) по профилю оказания медицинской помощи. Координацию деятельности ЦИПТГ осуществлял УМО Центра.
За основу создания алгоритмов была принята авторская «Методика составления алгоритмов лечебно-диагностических процедур новорожденным детям» [1], которая получила положительную рецензию Экспертного совета по профессиональному образованию ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (далее — ФИРО) и рекомендована к применению медицинскими и образовательными учреждениями. Первым итогом работы стал выпуск сборника алгоритмов по профилю «Неонатология» (68 процедур) в двух частях, который также получил положительную рецензию Экспертного совета ФИРО и был рекомендован в качестве учебного пособия для учебного процесса медицинских образовательных организаций. На основе первого опыта продолжилась работа по созданию алгоритмов общих, общих медицинских, универсальных и специальных навыков. За последние три года был создан банк, включающий 150 алгоритмов медицинских процедур, которые вошли в учебные пособия, результаты и содержание дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (далее — ДПП ПП и ПК) [2]. Таким образом, алгоритмы стали предметом освоения навыков практической деятельности [3].