Система допускаемых значений параметра, например износа (система допусков), — это ограничения, накладываемые на параметры технического состояния (ПТС) деталей машин, находящихся в эксплуатации [1–3].
В состав такой системы допусков входят: номинальное Uном, допускаемое D и предельное значение Uпр контролируемого параметра, а также график проведения проверок ПТС — Tki = {tki} и уравнение кривой изнашивания:
где U(t) — ресурсный параметр (износ);
ΔU — показатель приработки;
t — наработка;
v — скорость изнашивания;
alfa — показатель степени кривой изнашивания.
При техническом обслуживании и ремонте (ТОР) допуски являются составной частью диагностической системы, ее конечной частью, завершающим этапом в определении исправности деталей машин [4–12].
Если в результате диагностирования значение контролируемого параметра превысило установленный заранее допуск, то считается, что такая ранее допуск, то считается, что такая деталь «вышла за допуск», и она неисправна. Если же диагностируемая деталь не превысила допуск, то деталь считается исправной и работоспособной [13, 14].
Допуски при оценке ТС деталей машин используются в различных стратегиях ТОР [1]. Так, в «планово-предупредительной» стратегии контролируется наработка детали, в стратегии «по состоянию» с элементами диагностирования кроме наработки контролируются ПТС. При этом под контролем подразумевается операция измерения, а потом — сравнения, действующего контролируемого параметра с допуском. При превышении этого параметра допуска деталь снимается с эксплуатации и поступает в ремонт или списывается полностью.
Существующие и перспективные системы допусков приведены на рисунке.
Точечная оценка технического состояния (ТС) деталей машин дает локальную, местную характеристику контролируемого процесса, т. е. процесса, идущего в конкретной точке машины. В качестве примера можно привести зону трущейся пары «шейка коленчатого вала — вкладыш» ДВС или утечки в плунжерной паре ТНВД.