По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621

Алгоритм сравнения двух систем допусков

Черноиванов В. И. гл. науч. сотр., академик РАН, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научный агроинженерный центр ВИМ (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ), 109428, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: 8 (499) 174-86-67, e-mail: littor2013@gmail.com
Денисов В. А. руководитель научного направления, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научный агроинженерный центр ВИМ (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ) 109428, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: 8 (499) 174-86-67, e-mail: littor2013@gmail.com
Соломашкин А. А. вед. специалист, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научный агроинженерный центр ВИМ (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ) 109428, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, тел.: 8 (499) 174-86-67, e-mail: littor2013@gmail.com

Статья посвящена описанию сравнительных результатов двух систем допусков — D1 и D(i). D1 — это система допусков, использующая один допуск, постоянный за весь срок службы машины. D(i) — это система допусков, использующая тоже один допуск. Только этот вид допуска не постоянный, а переменный, зависящий от скорости изнашивания деталей, водящих в группу одноименных деталей (ГОД). Известно, что в данной ГОД существует распределение этих деталей по скорости изнашивания. Первыми выходят из строя детали, имеющие высокую скорость изнашивания. Они первыми достигают предельного значения параметра, формируя отказ. За ними идут детали, имеющие среднюю скорость изнашивания, а замыкают список детали с самой малой скоростью изнашивания. Таким образом, последовательность выхода из строя детали зависит от ее фактической скорости изнашивания, т. е. первыми выходят из стоя детали, изнашивающиеся с большой скоростью. Именно под эту особенность изнашивания деталей и разработан переменный допуск, изменяющий свое значение в зависимости от наработки: чем меньше наработка детали, тем меньше допуск, тем раньше надо заменить эту деталь. Разработана методика и компьютерная программа, реализующая этот допуск.

Литература:

1. Соломашкин А. А. Стратегии технического обслуживания и ремонта машин // Труды ГОСНИТИ. — 2017. — Т. 128. — С. 145–151.

2. Соломашкин А. А. Определение допускаемых значений параметра машины // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2012. — № 5. — С. 38–39.

3. Соломашкин А. А. Выбор аппроксимирующей функции для описания кривой изнашивания деталей машин // Международный научный журнал. — 2011. — № 4. — С. 104–108.

4. ГОСТ 25044-81. Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения.

5. ГОСТ 25176-82 Техническая диагностика. Средства диагностирования автомобилей, тракторов, строительных и дорожных машин. Классификация. Общие технические требования.

6. ГОСТ 26048-83 Техническая диагностика. Системы тормозные автомобилей, тракторов и монтируемых на их базе строительных и дорожных машин. Номенклатура диагностических параметров.

7. ГОСТ 26655-85 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, строительных и дорожных машин. Датчики. Общие технические требования.

8. ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения.

9. ГОСТ 30848-2003 (ИСО 13380:2002) Диагностирование машин по рабочим характеристикам. Общие положения.

10. ГОСТ Р 52122-2003 Техническая диагностика. Локомативы магистральные. Встроенные системы диагностирования.

11. ГОСТ Р ИСО 17359-2009 Контроль состояния и диагностика машин. Общее руководство по организации контроля состояния и диагностирования.

12. ГОСТ Р 51901.5-2005 (МЭК 60300-3-1:2003) Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности.

13. Черноиванов В. И. Исследо вание и обоснование допустимых износов деталей зерноуборочных комбайнов: Автореф. дис. … канд. техн. наук. — М., — 1969. 24 с.

14. Черноиванов В. И., Халфин М. А., Михлин В. М. и др. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях. — М.: ГОСНИТИ, 1993. — 62 с.

Система допускаемых значений параметра, например износа (система допусков), — это ограничения, накладываемые на параметры технического состояния (ПТС) деталей машин, находящихся в эксплуатации [1–3].

В состав такой системы допусков входят: номинальное Uном, допускаемое D и предельное значение Uпр контролируемого параметра, а также график проведения проверок ПТС — Tki = {tki} и уравнение кривой изнашивания:

где U(t) — ресурсный параметр (износ);

ΔU — показатель приработки;

t — наработка;

v — скорость изнашивания;

alfa — показатель степени кривой изнашивания.

При техническом обслуживании и ремонте (ТОР) допуски являются составной частью диагностической системы, ее конечной частью, завершающим этапом в определении исправности деталей машин [4–12].

Если в результате диагностирования значение контролируемого параметра превысило установленный заранее допуск, то считается, что такая ранее допуск, то считается, что такая деталь «вышла за допуск», и она неисправна. Если же диагностируемая деталь не превысила допуск, то деталь считается исправной и работоспособной [13, 14].

Допуски при оценке ТС деталей машин используются в различных стратегиях ТОР [1]. Так, в «планово-предупредительной» стратегии контролируется наработка детали, в стратегии «по состоянию» с элементами диагностирования кроме наработки контролируются ПТС. При этом под контролем подразумевается операция измерения, а потом — сравнения, действующего контролируемого параметра с допуском. При превышении этого параметра допуска деталь снимается с эксплуатации и поступает в ремонт или списывается полностью.

Существующие и перспективные системы допусков приведены на рисунке.

Точечная оценка технического состояния (ТС) деталей машин дает локальную, местную характеристику контролируемого процесса, т. е. процесса, идущего в конкретной точке машины. В качестве примера можно привести зону трущейся пары «шейка коленчатого вала — вкладыш» ДВС или утечки в плунжерной паре ТНВД.

Для Цитирования:
Черноиванов В. И., Денисов В. А., Соломашкин А. А., Алгоритм сравнения двух систем допусков. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: