По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013

Алгоритм сетевого взаимодействия образовательных организаций в системе российского образования

А.В. Захарова канд. психол. наук, доцент кафедры школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
М.С. Староверова канд. психол. наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

В настоящей статье представлена компетентностно-профессиональная модель выпускника, согласующаяся с запросами практических учреждений образования. Описывается алгоритм сетевого партнерства в рамках разработки основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Поднимаются вопросы о ликвидации разрыва между теоретическими знаниями, получаемыми в вузах, и практическими потребностями системы образования. Обосновывается переход современной системы высшего образования от монополии к полиполии, предполагающей включение практических учреждений системы образования в процесс подготовки специалистов. В данном контексте эффективным управленческим механизмом в вузовской среде является механизм сетевого взаимодействия, позволяющий осуществлять подготовку специалистов в рамках компетентностной парадигмы.

Литература:

1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., Шубина А.С. Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная психология» // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 4. – С. 31–39.

2. Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 3. – С. 21–24.

3. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Принципы организации практики в условиях сетевого взаимодействия (на примере разработки модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии») [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2015. – Т. 5. – № 4. – С. 1–13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n4/Bogdanovich_ Delibalt_Chernuchevi.shtml (Дата обращения: 10.0.2017).

4. Василенко Н.В. Принципы сетевых взаимодействий в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 183–185.

5. Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – С. 160–167.

6. Виноградов В.Л., Панфилов А.Н., Панфилова В.М., Рахманова А.Р. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практико-ориентированной подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 5. – С. 142–152.

7. Гаврилушкина О.П., Егорова М.А., Захарова А.В., Костенкова Ю.А. Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. – 2015. – Т. 7. – № 4. – С. 12–21 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru/files/issues/psyedu_ru_2015_n4.pdf (Дата обращения: 22.02.2017).

8. Григорьев С.Г., Подболотова М.И., Федосеева З.Р. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в условиях сетевого взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования) // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 5. – С. 130–141.

9. Давыдов Г.А. Модель повышения квалификации руководителей образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия // Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: Сборник статей Пятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2013 г.) / Под ред. Воровщикова С.Г. – М.: МПГУ, 2013. – С. 73–79.

10. Заякина Р.А., Ромм М.В. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. – 2013. – № 4. – С. 118–124.

11. Захарова А.В., Староверова М.С. Особенности сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2016. – Т. 8. – № 3. – С. 50–62 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.psyedu.ru/files/issues/psyedu_ru_2016_n3.pdf (Дата обращения: 28.02.2017).

12. Капранов В.К., Капранова М.Н. Сетевое взаимодействие как новая форма работы школьных библиотек // Вестник российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». – 2012. – № 1. – С. 46–50.

13. Неретина Е.А. Сетевое взаимодействие – основа динамичного развития вузов // Высшее образование в России.– 2013. – №4. – С. 128–133.

14. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Опыт апробации модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий» в подготовке магистров по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2015. – Т. 7. – № 4. – С. 42–50 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/ n4/postavnev.shtml (Дата обращения: 01.02.2017).

15. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: Программа Intel «Обучение для будущего»/ Под ред. Ястребцева Е.Н.: Пер. с англ. – М.: Интуит.ру, 2006. – 168 с.

16. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] // Cправочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (Дата обращения: 10.02.2017).

17. Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – С. 197–206.

18. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Деятельностный подход и практико-ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2015. – Т. 7. – № 4. – С. 149–162 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ipps.sfukras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/ publications/209.pdf (дата обращения: 01.02.2017).

19. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Колокольникова З.У. Опыт апробации практико-ориентированной программы бакалавриата в сетевом взаимодействии ВО/СПО (на примере двух вузов – СФУ, ЛПИ) // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 5. – С. 108–116.

20. Толкачева Г.Н., Волобуева Л.М., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю. Реализация модульной программы подготовки воспитателя в рамках сетевого взаимодействия вуза и ДОО: опыт, проблемы, перспективы // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 5. – С. 117–129.

21. Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Волобуева Л.М., Парамонова М.Ю. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – С. 168–185.

22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Cправочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194773 (Дата обращения: 10.12.2016).

23. Хайкин В.Л., Григорьев Д.В. Базовые позиции развития дополнительного образования в России: психологический ракурс // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 4. – С. 92–100.

24. Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского. – 2012. №5. – С. 33–38.

25. Шилова О.Н. Вызовы времени и проблема сетевого взаимодействия в сфере образования // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Человек и образование. – 2013. – №4 (37). – С. 4–9.

26. Шилова О.Н., Якушкина М.С. Сетевое взаимодействие – социокультурный феномен современного мира: статьи конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fit-herzen-conf.ru/ statii/189_Shilova.php (Дата обращения: 14.12.2016).

27. Шилова О.Н., Горюнова М.А. Факторы и условия сетевого взаимодействия образовательных организаций // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 1. – С. 245–253.

Современное образование предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса. Глобальная информатизация общества, формирование информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения требуют создания конкурентоспособной образовательной системы, которая позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе [12].

В условиях динамично изменяющегося общества работодатели вынуждены предъявлять новые профессиональные требования к уровню квалификации работников. Поэтому особую актуальность приобретает создание инновационных моделей образования, которые отвечают требованиям, порожденным стремительным информационно-технологическим развитием общества.

Существующие классические модели образования не позволяют в сжатые сроки осваивать образовательные программы, а, следовательно, и повышать конкурентноспособность работника на рынке труда. В сложившейся ситуации высшие учебные заведения вынуждены привлекать для решения поставленных задач новых партнеров – практические учреждения системы образования.

На сегодняшний день отмечается острая необходимость в приведении структуры и содержания профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, поскольку все стремительнее увеличивается разрыв между теоретическими знаниями, получаемыми в вузах, и практическими потребностями системы образования [6; 12; 21]. Возрастает необходимость в постоянном расширении практической сферы применения этих знаний. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. также подчеркивается приоритетный характер высшего образования [16].

В сложившейся ситуации отличительной чертой современной системы высшего образования является переход от монополии государственных институтов в части формирования содержания образования к полиполии – включению в эту систему новых участников, в частности практических учреждений системы образования [5; 14; 23].

Понятия «сетевая педагогика, «сетевое взаимодействие» прочно утверждаются в педагогической науке и практике, что подтверждается увеличивающимся количеством сетей в реальной практике образования [26, c. 246]. Потребность образовательных организаций развиваться в данных условиях возникает в силу того, что такой тип взаимодействия между образовательными учреждениями становится высокоэффективным механизмом коммуникации и позволяет динамично развиваться [25; 27].

Для Цитирования:
А.В. Захарова, М.С. Староверова, Алгоритм сетевого взаимодействия образовательных организаций в системе российского образования. Юрист ВУЗа. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: