По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.173 DOI:10.33920/sel-10-2004-01

Алгоритм дистанционной оценки параметров сельскохозяйственных машин

Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. научн. сотр., Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» РФ, г. Москва, 1-й институтский проезд, д. 5 E-mail: gosniti@bk.ru
Воронов А. Н. соискатель, науч. сотр., Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» РФ, г. Москва, 1-й институтский проезд, д. 5 E-mail: gosniti@bk.ru

В статье представлен материал по оценке условий эксплуатации сельскохозяйственных машин, рассмотрена возможность оценки аварийного режима работы, что приводит к преждевременному отказу. Рассмотрены возможности наиболее рационального применение системы дистанционного мониторинга к диагностированию, для выявления причин возникновения неисправностей. Целью исследованияявляется совершенствование существующих и разработка новых технологий дистанционной оценки текущего технического состояния машин на протяжении всей эксплуатации. Системы мониторинга позволяют обеспечить автоматизированный контроль необходимых параметров технического состояния агрегатов и узлов машин, в период ее эксплуатации на основе документирования фактов работы машины в аварийных или предаварийных режимах работы, за счет обеспечения и нахождения в допустимых пределах необходимых контролируемых параметров. Проанализировав причины отказов, была установлена исходная номенклатура исследуемых процессов. Также, для решения поставленной цели, был разработан алгоритм дистанционного мониторинга параметров позволяющих оценить режимы работы машины, например, на примере бесконтактного датчика. Полученная информация позволит оценивать текущее техническое состояние техники, исходя из динамики изменения контролируемых параметров, характеризующих постепенное снижение функциональности машины/ системы, влияющих на техническую и экологическую безопасность.

Литература:

1. Черноиванов В. И., Бледных В. В., Северный А. Э. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: Учебное пособие / Под. ред. В.И. Черноиванова. — М.; Челябинск: ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003. — 992 с.

2. Соломашкин А. А. Механизм возникновения отказа в деталях машин // ТСМ. — М.: ФНАЦ ВИМ, 2018. — Т. 131. — С. 99–104.

3. Дунаев А. В., Костомахин М. Н. Перспективы оптимизации периодичности обслуживания машин, оснащенных бортовыми системами контроля // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: ИД Панорама, 2016. — № 2. — С. 15–20.

4. Петрищев Н. А., Саяпин А. С., Поспелов А. П., Крюковская Н. С. Анализ и перспективы использования цифровых технологий для контроля качества эксплуатации силовых передач и ходовой части МТП // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 8. — С. 10–15.

5. Северный А. Э., Буклагин Д. С., Михлин В. М., Голубев И. Г., Колчин А. В., Белый И. Ф., Горячев С. А. Руководство по техническому диагностированию при техническом обслуживании и ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2001. — 252 с.

6. Костенко С. И., Колчин А. В., Бобков Ю. К. Эксплуатация электронных средств технического диагностирования сельскохозяйственной техники. Рекомендации по организации и технология диагностирования тракторов с помощью установки КИ-13940. — М.: ГОСНИТИ, 1985. — 35 с.

7. Плаксин А. М., Гриценко А. В. Разработка средств и методов тестового диагностирования машин // Вестник КрасГАУ. — 2013. — № 12. — С. 185–193.

8. Коновалов Д. Н., Коновалова М. В. Анализ методов улучшения тягово-сцепных качеств и снижения буксования колесных движителей мобильных сельскохозяйственных агрегатов // Концепт. — 2017. — Т. 39. — С. 1461–1465.

9. Федоренко В. Ф. Применение инерциальной навигации для определения буксования сельскохозяйственных тракторов // Вестник Мордовского университета. — 2018. — Т. 28. — № 1. — С. 8–23. DOI: 10.15507/02362910.028.201801.008-023.

10. Колпаков В. Е. Диагностика автотракторных двигателей с использованием инфракрасной термографии / В. Е. Колпаков, Л.И. Тишкин // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. — 2012. — № 26. — С. 369–372.

11. Скибневский К. Ю. Принципы оптимизации номенклатуры структурных параметров и диагностичекой информации // Труды ГОСНИТИ. — М., 1985. — Т. 75. — С. 90–103.

Срок службы сельскохозяйственных машин зависит от большого числа случайным образом действующих факторов конструктивного, технологического и эксплуатационного характера [1]. Так, в процессе эксплуатации сельскохозяйственных машин в различного рода сопряжениях/узлах/механизмах происходят потери механической энергии, что приводит к постепенному снижению функциональности и в дальнейшем — к возникновению отказа, т. е. потери ее работоспособности [2].

Также ухудшение условий эксплуатации техники (нарушение режимов работы, несвоевременное/некачественное техническое обслуживание/ ремонт и пр.) приводит к незапланированному изменению эксплуатационных свойств машин и, как следствие, преждевременному изменению параметров технического состояния ее узлов и агрегатов.

Для поддержания технического состояния машин на заданном уровне необходимо совершенствовать существующие методы оценки текущего технического состояния машин и, соответственно, проводить комплекс мер, направленных на предотвращение возникновения преждевременных отказов [3].

Штатная комплектация большинства отечественных сельскохозяйственных машин в большинстве случаев имеет информационную панель, которая не полностью отражает данные параметров работы и состояния узлов и агрегатов машины, а критически важные показания изменения технического состояния вообще отсутствуют [3]. Также некоторые контролируемые параметры не могут быть оценены дистанционно. Вследствие этого оператор машины судит об изменении текущего технического состоянии по субъективным признакам, с помощью органолептики (по информации, получаемой путем внешнего осмотра, по шумам, издаваемым техникой, вибрациям, динамике движения во время работы и т. д.).

Прекращение же эксплуатации машины/системы осуществляется тогда, когда ее эксплуатационные свойства, характеризующие применение ее по назначению, ухудшаются и дальнейшая ее эксплуатация становится физически невозможной (отказ, поломка) и/или экономически нецелесообразной (большие затраты), такое состояние машины называется предельным, а показатели, оценивающие или характеризующие потерю ее работоспособности, являются показателями долговечности и безотказности [2]. Однако показатели безотказности и долговечности являются количественной мерой оценки произошедших или прогнозируемых отказов, что в условиях осуществляемой неправильной эксплуатации не позволяет своевременно информировать о нарушении режима эксплуатации и, соответственно, предотвратить отказ.

Для Цитирования:
Костомахин М. Н., Воронов А. Н., Алгоритм дистанционной оценки параметров сельскохозяйственных машин. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: