— Алексей Валерьевич, как вы оцениваете сегодняшний уровень развития локомотивостроения в «Трансмашхолдинге»?
— Начну с того, что в 2020 г. «Трансмашхолдингу» исполнилось 18 лет. Чтобы создать компанию такого масштаба и, несмотря на экономические кризисы, на протяжении стольких лет демонстрировать эффективную работу, нам потребовался огромный потенциал инженерно-конструкторской мысли. Еще на стадии формирования компании руководство обозначило для себя первостепенную задачу — сохранить коллектив инженеров, конструкторов и технологов. Говоря проще, сохранить «мозги» всех предприятий: не позволить им влиться в общую российскую тенденцию 1990-х и разбежаться по кооперативам, супермаркетам и частным охранным предприятиям. С поставленной задачей мы справились на пять с плюсом: не только сохранили коллектив локомотивостроителей, но и обеспечили ему все условия для развития и творчества.
Сегодня на каждом заводе холдинга работают свои проектно-конструкторские подразделения и технологические центры. Они следят за новыми тенденциями в машиностроении, отбирают лучшие мировые практики локомотивостроения и, если это требуется, «перекраивают» их под наши законодательные, надзорные и ведомственные стандарты, чтобы по итогу мы могли получить конкурентоспособную продукцию. Компания стремительно развивается, и этому есть подтверждение. Приведу в пример памятную для меня дату: в 2013 г. РЖД приобрели 862 локомотива — это уровень 1992 г.!
— В чем сильные стороны наших локомотивостроителей?
— Локомотивостроители нашего холдинга — это слияние новой и традиционной инженерной школы, ведь за последние годы к нам присоединилась плеяда молодых перспективных сотрудников. К счастью, в России существует целая система по «воспитанию» локомотивостроителей — это вузы и техникумы, которые курируют РЖД. И это очень важный момент, ведь современный инженер не сидит у чертежной доски, он работает в сложных компьютерных программах. Потому взаимодействие двух сторон так важно: взрослые инженеры делятся с молодыми своим, без преувеличения, бесценным опытом, а они в ответ помогают освоить 3D. Например, когда я впервые побывал на нашем предприятии «ТРТранс», то был приятно удивлен: средний возраст сотрудников там составляет 30 лет. Конечно, этим инженерам нужны наставники — люди, которые строили локомотив еще по чертежной доске. Пусть звучит как лозунг, но я действительно убежден в том, что именно сплав опыта и молодости позволяет холдингу с оптимизмом смотреть в будущее.