— Александр Леонидович, с какими трудностями столкнулся университет при переходе на удалённый режим обучения?
— Первая трудность — сжатые сроки. Речь шла о кардинальных изменениях работы университета. Мы действительно сумели оперативно осуществить переход, благодаря тому, что институт дистанционного образования ЮУрГУ уже больше 10 лет целенаправленно развивает эти технологии. Для проведения учебных занятий были разработаны электронные курсы практически по всем дисциплинам.
Возникла и вторая задача — сохранить качество обучения. И здесь на помощь пришли прежние наработки. За полгода до пандемии мы провели масштабное обучение технологиям дистанционного образования. Обучение прошли более пятисот преподавателей ЮУрГУ. Это была масштабная работа.
Мы разработали внутренние регламенты — единые требования для проведения в удалённом режиме лекций и практических занятий, а также экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ. На мой взгляд, именно выработка единого подхода к проведению занятий и промежуточной итоговой аттестации с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сыграла ведущую роль в обеспечении качества образовательного процесса в условиях пандемии.
Регламенты задали требования по наполнению электронных учебных курсов в части содержания и формы. Кроме этого, они содержали требования к формам взаимодействия преподавателей и студентов в процессе проведения занятий, а также контроля преподавателя за работой студентов. Предусмотрена обратная связь. Студентам задаются вопросы на понимание ключевых моментов лекции и анализируются ответы.
Для поддержки преподавателей мы наполнили образовательный портал методическими материалами, организовали для них постоянное online-консультирование.
— Расскажите о корпоративной информационной системе «Универис».
— Она разрабатывается и совершенствуется уже более 40 лет. Корпоративная информационно-аналитическая система «Универис» — это фактически цифровой двойник университета, содержащий информацию о различных сторонах образовательной деятельности ЮУрГУ. В этой системе формируются учебные планы направлений и специальностей, рабочие программы учебных курсов, учебные группы, ведётся сопровождение работы студентов.