Служба военного дипломата, разведчика, боевого офицера и государственного деятеля протекала в ближайшем окружении императоров Александра I и Николая I. Оценки деятельности Чернышева на различных постах диаметрально противоположны — от восторженных до резко отрицательных. Но на протяжении всей своей жизни он служил Отечеству и был верен присяге.
Убедительно охарактеризовал деятельность Чернышева его коллега, военный дипломат Алексей Игнатьев в воспоминаниях «Пятьдесят лет в строю»: «Военные агенты, или, как их называют теперь у нас по примеру заграницы, военные атташе, впервые появились на дипломатическом горизонте в наполеоновскую эпоху. Наиболее ярким их прообразом тогда был русский полковник флигель-адъютант Чернышев, представитель Александра I при Наполеоне, посылавший свои донесения непосредственно императору, минуя посла. Он вел в Париже, казалось, бесконечную великосветскую жизнь, пользовался большим успехом у женщин и, отвлекая всем этим от себя внимание французской полиции, умудрялся иметь почти ежедневные тайные свидания с офицерами и чиновниками французского военного министерства, подкупил некоторых из них и в результате успел вывезти из Парижа в конце февраля 1812 г., т. е. за несколько недель до начала Отечественной войны, толстый портфель, содержащий подробные планы развертывания Великой армии Наполеона».
«Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку…» Так написал Александр I на донесении своего представителя из Парижа от 17 июня 1811 г. По мере того, как усиливалась подготовка Франции к войне с Россией, Чернышев повторял: «Никакие снисхождения с нашей стороны не поколеблют намерений Наполеона раздробить Россию. Он не может терпеть в Европе равного себе, ищет нашей гибели. Спешите миром с турками во что бы ни стало. Война неизбежна, готовьте войска, заключите тайный союз с Англией, спасайте Россию: от ее жребия зависит участь Вселенной!».
Анализ дипломата и разведчика очень актуально звучит и в сегодняшней непростой военно-политической обстановке.