По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.1/.5

Акты незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте

И. С. Тушко специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции, e-mail: ivanov_sky@mail.ru

Данная статья объясняет читателям повышение внимания журнала к вопросам обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожном транспорте. Мы рассмотрим наиболее памятные акты незаконного вмешательства террористического характера, которые привели к причинению вреда жизни и здоровья людей и крупному материальному ущербу транспортного комплекса.

Литература:

1. Елфимова, О. С. Национальная безопасность в теории и законодательстве Российской Федерации. — Текст непосредственный / Lex Russica. — 2016. — №10 (119). — С. 15–28.

2. Поезд замедленного действия. — Текст электронный / Коммерсантъ. — 2009. — №223/П (4278). — 30 ноября (дата обращения 4 декабря 2009 г.).

Витебский вокзал Санкт-Петербурга

Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 определяет, что национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Несмотря на многочисленность принятых мер в области национальной безопасности, и в особенности транспортной безопасности, которая со временем выделилась в отдельное направление, транспортный комплекс по-прежнему является привлекательной целью для совершения актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе террористических актов.

От состояния, безопасности и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания уровня развития регионов [1].

Многие мероприятия по усилению транспортной безопасности произошли в нашей стране именно после ужасных событий на железнодорожном транспорте, причиной которых стали АНВ террористического характера. Огромному комплексу мер по обеспечению безопасности населения на транспорте предшествовали события, унесшие сотни человеческих жизней, не говоря уже о количестве раненых, пострадавших и крупном материальном ущербе.

Мы вспомним о наиболее крупных терактах на железнодорожном транспорте за последние 20 лет и постараемся объяснить повышение внимания журнала к вопросам обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности.

2003 год

В этом году произошли сразу 3 террористических атаки на Северо-Кавказской железной дороге. Самой трагичной из них стал теракт 5 декабря в Ессентуках близ центрального вокзала.

В одном из вагонов пригородного поезда маршрута «Кисловодск — Минеральные Воды» сработало взрывное устройство (ВУ), в результате чего погибли 47 человек (из них на месте — 44), более 180 получили ранения. По данным следствия, теракт совершила смертница.

2005 год

12 июня на 153-м километре Московской железной дороги на участке «Узуново — Богатищево» произошел подрыв поезда №382 «Грозный — Москва». С рельсов сошли шесть вагонов, за медицинской помощью обратились 42 человека, пятеро из них, в том числе ребенок, были госпитализированы.

Взрыв произошел в 07:11. ВУ сработало около правого рельса по ходу движения поезда, оно было приведено в действие при помощи дистанционного управления. Машинисты применили экстренное торможение, что предотвратило более серьезную катастрофу.

Последствия теракта 12.06.2005 на участке «Узуново — Богатищево»

2007 год

13 августа в результате приведения в работу ВУ был совершен подрыв железнодорожного полотна, следствием чего стала авария поезда «Невский экспресс» сообщением «Москва — Санкт-Петербург». Мощность ВУ составила до 2 кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб.

2009 год

В этом году было зафиксировано сразу несколько преступлений террористического характера на железнодорожном транспорте. Среди них выделим случай, произошедший 27 ноября. Целью террористической атаки снова стал скоростной фирменный поезд «Невский экспресс» №166, следовавший из Москвы в Санкт-Петербург. Итогом теракта стала гибель 28 человек, 132 человека получили ранения различной степени тяжести. Среди погибших — государственные чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины.

28 ноября глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий ЧП сообщил, что в этот день на месте крушения поезда было обнаружено второе ВУ, в 14:00 сработавшее не в полную силу. В непосредственной близости от второго взрыва находился председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин и другие руководители Следственного комитета. По сообщению пресс-службы ведомства, только по счастливой случайности никто из находившихся в этот момент поблизости не пострадал.

Заряд был безоболочным, менее мощным, да и по какой-то причине сработал не весь. Это и спасло руководителей следственных органов [2]. По данным информационных агентств, Бастрыкин получил черепно-мозговую травму и сотрясение мозга.

2013 год

29 декабря в 12:45 по московскому времени в здании железнодорожного вокзала Волгоград I на входе у досмотровой зоны произошел взрыв. Его мощность составила не менее 10 кг в тротиловом эквиваленте. Этот взрыв был вторым из трех терактов, произошедших в Волгограде в 2013 г.

На месте происшествия погибло 14 человек. В их числе двое подростков, сотрудник полиции и двое сотрудников ОАО «РЖД», работавших на досмотровом оборудовании. Медицинская помощь потребовалась 49 пострадавшим. Двое из них от госпитализации отказались, пятеро получили лечение амбулаторно, 34 человека были госпитализированы. В последующие дни в больницах скончалось четверо пациентов; 9 человек были эвакуированы в Москву.

Крушение поезда «Невский экспресс» 27.11.2009

Среди пострадавших — шестеро полицейских, несших службу на вокзале, двое детей, жители Волгоградской, Московской, Ивановской областей, республики Удмуртия, гражданка Армении. Также во время теракта погиб один гражданин Таджикистана, а другой скончался в больнице от тяжелых ранений.

27 января 2014 г. Указом Президента России за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга, отличившиеся сотрудники МВД и РЖД были награждены государственными наградами. Старший сержант полиции, Дмитрий Маковкин, предотвративший проход террориста вглубь зала ожидания, был посмертно награжден орденом Мужества. Также орденом Мужества награждены: старшина полиции Сергей Животов, инспектор по досмотру пассажиров Сергей Наливайко (посмертно), старший сержант полиции Дмитрий Усков, старшина полиции Денис Шантырь. Медалью «За отвагу» награждены: инспекторы по досмотру Денис Андреев (посмертно), Наталья Дудина и Светлана Чебану и сотрудники полиции Александр Киселев, Евгений Петелин и Виталий Цыганов.

Показанные трагические события, унесшие жизни многих пассажиров железнодорожного транспорта, свидетельствуют о наличии постоянных потенциальных угроз совершения АНВ, в том числе террористических актов. Порой наступление подобных негативных последствий становится главным толчком к положительным изменениям в улучшении системы транспортной безопасности, которые достигаются путем ускорения совершенствования нормативной правовой базы, оснащения объектов транспорта и транспортных средств более современными эффективными инженерно-техническими средствами, повышения внимания к проводимым мероприятиям.

Последствия теракта 29.12.2013 в г. Волгограде

Возможно, воплощение Стратегии по укреплению антитеррористической защищенности, реализованной за последние 20 лет и поднявшей всю транспортную систему России на новый, более профессиональный уровень, было бы невозможным без терактов, совершенных 11.09.2001 в Соединенных Штатах Америки.

Так или иначе, нельзя отрицать причинно-следственную связь происходящих террористических актов и укрепления транспортной системы в силу повышения внимания к данному направлению экономики. Хочется верить, что политика в области обеспечения безопасности населения на транспорте будет и дальше способствовать надежному и бесперебойному функционированию транспортного комплекса, определяя первостепенное значение вести борьбу не с последствиями обнаруженных уязвимостей, а с причинами их возникновения.

Язык статьи:
Действия с выбранными: