В последнее время в России усилился интерес к таким вопросам, как: «Как повысить производительность?», «Что влияет на эффективность компании?», «Что необходимо для получения компанией максимальной прибыли?»
Даже рассматривая передовые компании, можно с огорчением констатировать, что и в таких организациях производство отстает лет на 10–15 от передовых японских компаний. Прежде всего, обращают на себя внимание высокое качество японской продукции и ее низкая себестоимость. Как это удалось? Что необходимо знать и делать российским компаниям, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке?
Нельзя сказать, что японские менеджеры открыли какие-то тайные источники повышения эффективности и достижения результатов высокого качества и низкой себестоимости. Почти все, что они делают, хорошо известно всему миру, однако, некоторые позиции управления они действительно пересмотрели кардинально. Если кратко ответить на рассматриваемые нами вопросы – внедрение и совершенствование производственной системы – вот тот подход, который позволяет японским компаниям достигать поставленных целей: снижение затрат производства, повышение производительности труда, ускорение оборачиваемости капитала, повышение прибыли и повышение эффективности работы компании в целом.
Мы предлагаем совершенно новый подход к управлению компаниями, формирование, внедрение и развитие производственной системы (ПС), в основе которой лежит, во-первых, эффективная система управления, а во-вторых, такие инструменты бережливого производства, как 5С, TPM, система «точно в срок», встроенное качество и т. д. Применение такого подхода возможно в различных отраслях промышленности и сфер жизнедеятельности человека.
Каким образом Производственная система позволяет руководителям компаний добиваться результатов и поднять компанию на новый уровень развития? Компании в своей работе по обеспечению прибыли могут руководствоваться следующими подходами: первый подход – неизменной себестоимости, второй подход – управляемой себестоимости. Применение разных подходов дают разные решения вопросов снижения себестоимости и повышения прибыли. Рассмотрим различия двух подходов.