Защита права собственности — приоритет любого правопорядка, который во многом обусловлен потенциалом нормативно правовых актов, тенденции к формированию и закреплению которых отображают естественную природу гражданского общества, исповедующего правовую законность в системе многообразных общественных отношений1 . Соответственно, правовое регулирование собственности появляется изначально как система норм2 .
Однако вопреки отведенной ведущей роли феномену собственности в национальном праве российскому законодателю не удалось все же в полной мере дать ему должную правовую регламентацию, что систематически становится первопричиной для дискуссий в научном сообществе и истоком проблем в юридической практике3 .
Усложняется ситуация и динамичностью развития правоприменительной практики в рамках рассматриваемой нами тематики, увеличивающимся количеством обращений граждан в судебные инстанции с целью защиты своего права и систематическими новациями в области принимаемых судебных решений и постановлений4 .
Следует отметить, что фундамент действующего законодательства о праве собственности был заложен еще в начале 90 х гг. Земельный кодекс, появившийся существенно позднее — в 2001 г., внес некий диссонанс в процесс становления системы вещных прав, стремясь повсеместно закрепить или договорный титул аренды, или право собственности на земельные участки. Вопреки положительным намерениям законодателя, на практике принятый нормативно-правовой акт возымел обратный эффект, так как многие правообладатели предпочли оставить все по прежнему и не прибегли ни к одному из предложенных вариантов. Следствием расхождения теории и практики стал рост числа объектов недвижимости, существующих в отрыве от земельных участков.
Осознавая проблемы, сложившиеся в данной области, в соответствии с Указом Президента РФ группой специалистов-правоведов была разработана концепция развития гражданского законодательства5 , которая предполагала внесение масштабных поправок в Гражданский кодекс РФ.