В статье представлены результаты исследования профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации педагогических работников аграрного вуза.
Высшая школа сегодня решает ряд важных задач, которые определяются федеральным законодательством в сфере образования, а также научно-педагогической теорией и практикой. Общеизвестны государственные заказы на создание цифрового образовательного пространства [2], реализацию инклюзивного образования [6], создание актуальной воспитывающей образовательной среды и др. Вместе с тем требует осмысления ценностно обусловленные и смыслообразующие пути и способы решения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников вуза с учетом профессионального заказа к их образовательной деятельности и методического обеспечения.
Предметом нашего исследования является механизм реализации образовательных технологий повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (далее — Университет).
Проблема исследования: в деятельности вузов представлены результаты различных образовательных технологий в сфере педагогического менеджмента, разработки образовательных и рабочих программ, организации управленческих решений по совершенствованию образовательной среды вузов и др. Но по-прежнему требует своего исследования конкретный опыт аграрных вузов, направленный на профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников вуза.
Исследование проводилось на протяжении 2018–2022 гг. и состояло из нескольких этапов. На начальном этапе было изучено образовательное законодательство по теме исследования, готовилась научно-теоретическая база, выявлялись противоречия и проблемы [1, 3, 5, 6], были высказаны предположения и сформулированы цели и задачи предстоящей работы на базе кафедры социальногуманитарных дисциплин, которая осуществляла научно-теоретическое и методическое, а также кадровое обеспечение исследования и ИПК «Информкадастр» ФГБОУ ВО ГУЗ — опытного полигона исследования. Сопровождение экспериментальной работы осуществлялось под руководством замдиректора ИПК «Информкадастр» Т. А. Астаховой. Созданная научно-теоретическая и учебно-методическая база позволила приступить к этапу реализации задач и достижения цели. Были разработаны 11 программ дополнительного профессионального образования, создан электронно-образовательный ресурс (далее — ЭОР) по учебно-методическому обеспечению процесса (видео-, аудиолекции, компьютерные презентации, фонды оценочных средств, Положения по выпускным аттестационным работам, справочные материалы и др.). Следующий этап ознаменовался реализацией разработанной образовательной технологии в системе дистанционного обучения (далее — СДО), результаты которого были апробированы на международных, всероссийских научно-практических конференциях публикациями в рецензируемых журналах и сборниках материалов конференций. Научная новизна, практическая значимость, эффективность предложенного механизма были подтверждены, что позволило подвести итоги и сделать выводы о достижении целей и задач исследования.