Обеспечение устойчивого и безопасного функционирования объектов транспортной инфраструктуры занимает важное место в системе транспортной безопасности страны. После трагических событий, произошедших в Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 г. вопросы осуществления защиты объектов транспорта и транспортных средств (ОТИ и ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе террористических актов, силами аккредитованного подразделения транспортной безопасности (ПТБ) стали наиболее актуальными для субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ).
В настоящее время обязательным для СТИ требованием законодательства РФ по транспортной безопасности по видам транспорта является образование (формирование) и (или) привлечение для защиты объектов от АНВ подразделения транспортной безопасности, включающего в себя группы быстрого реагирования (ГБР), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ.
При образовании (формировании) ПТБ и его аккредитации юридические лица руководствуются приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145. Для этого сотрудники, которые впоследствии будут осуществлять защиту, проходят профессиональную подготовку и специальную аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в аттестующих организациях. Всего предусмотрено 8 категорий данных работников в зависимости от выполняемого функционала.
Целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту ОТИ и ТС от АНВ в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства.
Также юридическое лицо, аккредитуемое в качестве ПТБ, формирует структурное подразделение, предназначенное для осуществления координации и обеспечения деятельности СТИ по защите ОТИ и ТС.
Рассматривая вопросы практической деятельности аккредитованных ПТБ, выявление за 3-летний период их существования, хочется отметить, что одним из наиболее актуальных вопросов является применение работниками данных ПТБ специальных средств и физической силы.