Великая роль образования – это не знания, а действие.
(Герберт Спенсер)
Новое тысячелетие человечество встретило на фоне дальнейшей интенсификации профилактики инфекционных болезней. Энергичные меры по вакцинации населения, принятые в России в связи с национальным проектом «Здоровье», проведение ежегодных Национальных дней иммунизации повысили внимание населения и медицинских работников к вопросам иммунопрофилактики. На сегодняшний день вакцинопрофилактика рассматривается на международном уровне как наиболее доступный и экономически выгодный способ защиты и укрепления здоровья нации, один из инструментов достижения общественного благополучия.
Главный принцип вакцинопрофилактики – улучшение качества жизни человека, предупреждение эпидемий, профилактика инфекций, не имеющих адекватного лечения, приводящих к осложнениям, хронизации, инвалидизации, летальности.
Основной объем работы по реализации программы вакцинопрофилактики традиционно выполняется средним медицинским персоналом детских поликлиник и образовательных организаций. «... К проведению профилактических прививок допускают медицинский персонал, обученный правилам техники проведения прививок, приемам неотложной помощи в случае развития поствакцинальных реакций и осложнений. К проведению иммунизации против туберкулеза допускают медицинский персонал, прошедший соответствующую подготовку и имеющий специальную справку-допуск, ежегодно обновляемую. Медицинские работники, осуществляющие вакцинопрофилактику инфекционных болезней, должны ежегодно проходить обучение по организации и проведению профилактических прививок» (МУ 3.3.1889-04).
По данным проведенного анкетирования слушателей отделения повышения квалификации ГБОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж № 2», было выявлено, что основной проблемой, с которой сталкиваются медицинские сестры при проведении вакцинации, является отказ родителей от прививок детям! (Рис. 1).